К середине XX века женщины-авиаторы уже никого не удивляли. Представительницы прекрасного пола освоили кабину самолёта ещё до Первой мировой войны. Однако по-настоящему выдающихся женщин-лётчиц всё-таки было немного. Особое место среди них занимает немка Ханна Рейч – рекордсмен мира и убеждённая национал-социалистка.
Путь в небо
Ханна Рейч (Райч) родилась в 1912 году в семье врача из Хиршберга (прусская Силезия) Девушке, казалось, была уготована судьба типичной немецкой домохозяйки, заключавшаяся, как известно, в «четырёх K» – Kinder, Küche, Kirche, Kleider («дети», «кухня», «церковь», «платье»). Однако Ханна дерзнула нарушить многовековую бюргерскую традицию, поступив сперва на курсы планеристов, а затем в школу авиаторов. Вскоре Ханна Рейч уже установила несколько рекордов по продолжительности и высоте полётов. Её воздушные подвиги восхищали не только Веймарскую республику, но и всю Европу.
В начале 1930-х годов 20-летняя девушка вновь отступила от навязанных обществом стереотипов, показав себя фанатичной поклонницей Адольфа Гитлера. Вождь нацистов неоднократно пользовался услугами Ханны, доверяя ей управлять его самолётом. Например, именно Ханна Рейч доставила Гитлера на партийный съезд в Нюрнберге – это событие режиссёр Лени фон Рифеншталь запечатлела в известном фильме «Триумф воли».
Нацистский режим активно использовал привлекательную лётчицу для установления международных связей. Например, Ханна побывала в Финляндии, где обучала планеризму всех желающих. В 1935 году она представляла Германию на мировом фестивале планеризма в Лиссабоне. Когда авиаторша триумфально испытала вертолёт FW-61, это вызвало восхищение знаменитого американского лётчика Чарльза Линдберга.
Валькирия Люфтваффе
Валькириями в германо-скандинавской мифологии называли дев, реющих над полем боя на крылатых конях. Это прозвище как нельзя лучше подходило Ханне Рейч в годы войны, когда она работала летчиком-испытателем люфтваффе. Служить на благо авиации Рейха Ханне не мешала даже личная ненависть к Герману Герингу.
Ханна постоянно подвергала себя опасности. В 1943 году она пять месяцев пролежала в госпитале после неудачного полёта на истребителе Мессершмитт Ме.163 Комета. Но уже летом 1944 года Ханна Рейч участвовала в испытаниях экспериментального самолёта-снаряда «Фау-1». Это было сопряжено с огромным риском, так как два пилота, впервые опробовавших новый летательный аппарат, потерпели крушение. Во время одного из вылетов на «Фау-1» сама Ханна едва не погибла, когда у самолёта треснула хвостовая часть оперения. Именно Рейч обучала инструкторов, которые затем подготовили 70 пилотов-самоубийц. К счастью, ситуация на фронтах изменилась, и немцам не довелось использовать камикадзе в реальном бою.
Спасти фюрера
26 апреля 1945 года Ханна Рейч прилетела в Берлин вместе с другим известным лётчиком, Робертом фон Греймом. В небе над Тиргартеном их подбила русская зенитка, и Грейм оказался ранен в ногу. Когда Ханна спустилась в бункер Гитлера, встретившая её на входе Магда Геббельс поблагодарила лётчицу за верность фюреру. Авиаторша попросила у Гитлера разрешения остаться с ним в бункере. Она готова была морально поддерживать вождя нацистов до последнего. По другой версии, Ханна Рейч обещала Гитлеру, что улетит с ним из Берлина. Однако фюрер сообщил поклоннице, что он уже принял решение покончить с собой. Вручив Ханне Рейч капсулу с ядом, он напутствовал её такими словами:
«Ханна, ты из тех, кто умрёт со мной... Я не хочу, чтобы хоть один из нас попал живым в руки русских, я не хочу, чтобы они нашли наши тела. Тело Евы и мое тело сожгут. А ты выбирай свой путь».
На удивление, этот послевоенный путь оказался для Ханны весьма лёгким, учитывая её мировоззрение и заслуги перед нацизмом. Сдавшись американским оккупационным властям, Ханна Рейч провела 15 месяцев в лагере, после чего вышла на свободу. Она продолжила заниматься планеризмом, и в 1955 году завоевала титул чемпиона Германии. А в 1978 году 66-летняя Ханна установила свой последний рекорд, пролетев на планере максимальную дистанцию. На следующий год лётчица скончалась во Франкфурте-на-Майне от инфаркта.