30/01/22

Почему сын Сталина считал, что его отца отравили

До сих пор версия отравления считается одной из самых вероятных причин смерти Иосифа Сталина. А сын вождя Василий Джугашвили и вовсе был в ней уверен. Однако на самом деле «отца народов» было не так уж просто накормить тем или иным ядом: слишком много препятствий должен был преодолеть потенциальный отравитель на своем пути.

Патологическая подозрительность

Еще при жизни Сталина о нем ходили самые разнообразные слухи. Одними из самых популярных легенд были те, что касались отравления Иосифом Виссарионовичем своих врагов и даже соратников. Так, как указано в издании Евгения Гуслярова «Сталин в жизни», коммунисты, лично знавшие Владимира Ленина, на полном серьезе обсуждали версию о том, что именно Сталин отравил вождя мирового пролетариата. А старая большевичка Ольга Шатуновская, являвшаяся членом партийного контроля, уверено заявляла о том, что Джугашвили отравил Павла Аллилуева, родного брата своей супруги. Хотя, согласно официальному заключению, Павел Сергеевич скончался от инфаркта. И это далеко не полный перечень «жертв» Сталина.

Несмотря на то, что ни одно из упомянутых преступлений Сталина, до сих пор не доказано, Борис Николаевский, известный исследователь коммунистического режима, утверждал, что Иосиф Виссарионович все-таки активно пользовался ядами. По мнению Николаевского, патологическая подозрительность Сталина была обусловлена тем, что он сам не брезговал подобными методами. Сталин видел опасность повсюду. Так, если верить Дмитрию Волкогонову, автору книги «Сталин», гардины в кабине главы страны были подрезаны на полметра для того, чтобы за ними никто не мог спрятаться. Аналогичная ситуация наблюдалась и с питанием Иосифа Виссарионовича. Казалось, что в системе невозможно найти брешь.

Система безопасности

Как свидетельствовал Геннадий Коломенцев, который с 1950 года был начальником отдела питания и обслуживания высшего руководства страны, абсолютно все продукты перед тем, как отправиться на кухню, а также после приготовления проходили тщательную проверку на специальных базах. «Мы давали полную гарантию, что пища, которую направляем охраняемым, совершенно безопасна. То есть вопрос о том, чтобы отравить через это... Это было исключено полностью!» - утверждал Коломенцев (Валентин Жиляев и другие «Сталин. Трагедия семьи вождя народов»). По словам Геннадия Николаевича, если Сталин работал в Кремле, питание ему доставляли с особой кухни в запечатанных термосах.

Не менее тщательно Сталин страховался и тогда, когда находился на своей любимой Кунцевской даче. Игорь Анцышкин в своей книге «200 знаменитых отравлений» пишет о том, что рыбу и птицу к дачному столу Иосифа Виссарионовича доставляли исключительно из специальных прудов и питомников. Грузинское вино было только специального разлива. Даже воздух на даче, впрочем, как и в Кремлевской квартире, подвергали регулярным проверкам. Светлана Аллилуева вспоминала о том, что пробы воздуха брал доктор Дьяков. Кроме того, каждая посылка, полученная на имя вождя, тут же отправлялась в лабораторию на исследование.

Почечная недостаточность или все-таки яд?

Перечисленные выше обстоятельства многие противники версии отравления Сталина приводят в качестве косвенных доказательств того, что «отца народов» погубил вовсе не яд. А Михаил Ошпаков, автор издания «Заказное убийство Сталина. Как «залечили» вождя», считает, что отравитель не дал бы Иосифу Виссарионовичу сделать ни одного лишнего вдоха. А между тем Стали умирал в течение пяти дней и в любую минуту мог произнести имя своего убийцы или озвучить иную нежелательную информацию. Ошпаков уверен, что симптомы (синюшный цвет лица, кровавая рвота и прочее), которые многие исследователи причисляют к проявлениям отравления, действительно указывают на интоксикацию, но возникшую вследствие хронической почечной недостаточности.

Тем не менее некоторые авторы и по сей день не исключают, что Сталин подвергся воздействию какого-то одного или сразу нескольких ядов. Так, Алексей Пиманов, автор издания «Чисто партийное убийство», считает, что подобные предположения имеют право на существование хотя бы потому, что малая столовая, где со Сталиным и случился удар, имела отдельный вход с улицы. К тому же, Иосифа Виссарионовича обнаружили лежащим возле стола, на котором стояла бутылка воды и стакан. По крайней мере именно так описывает обстановку в столовой автор книги «Сталин. Двор Красного монарха» Симон Себаг-Монтефиоре. Сын Сталина, Василий, также до последнего дня не сомневался в том, что его отца отравили.