В годы Холодной войны угроза ядерного конфликта из теоретической возможности превратилась в ключевой фактор глобальной политики. В СССР ответом на эту угрозу стала масштабная централизованная система подготовки населения, интегрированная в образовательные программы и общественную жизнь.
Инфраструктура выживания
Основу гражданской обороны (ГО) составляла инженерная инфраструктура. В городах строились защитные сооружения — убежища, расположенные в подвалах административных зданий, больниц и школ. Они проектировались с усиленными перекрытиями, системами вентиляции и фильтрации, а также аварийным энергоснабжением. Станции метрополитена, изначально имевшие двойное назначение, также рассматривались как потенциальные укрытия.
Население, начиная со школьного возраста, информировали о расположении этих объектов. На уроках начальной военной подготовки (НВП) и гражданской обороны использовались плакаты и диафильмы, детально иллюстрирующие внутреннее устройство убежищ и правильное поведение в них. Для сельской местности рекомендовалось строительство простейших укрытий по типу землянок, с использованием подручных материалов.
В случае внезапной угрозы, при отсутствии времени на достижение убежища, инструкции предписывали использовать любые складки местности (овраги, канавы), подвалы или даже пеньки и бордюры. Ключевым правилом было не смотреть в сторону вспышки, чтобы избежать поражения сетчатки.
Алгоритмы действий
Подготовка в школах была направлена на выработку автоматических действий в кризисной ситуации. Непосредственно после взрыва учащимся предписывалось укрыться под партами, чтобы защититься от осколков стекла и светового излучения. Этот элемент тренировок был одним из самых узнаваемых.
Подчеркивалась необходимость оставаться в убежище как можно дольше. Школьников знакомили с основами радиационной безопасности: объясняли, что наиболее опасный период — первые 4-7 дней после взрыва, когда уровень радиации на поверхности максимален.
Предполагалось, что выход на поверхность будет осуществляться после замера уровня радиации разведчиками, экипированными дозиметрами и средствами защиты. Далее следовала эвакуация из зараженной зоны. Навык пользования противогазом был обязательным для каждого старшеклассника. Также учащихся учили изготавливать ватно-марлевые повязки как простейшее средство индивидуальной защиты. Все это должно было пригодиться после выхода из убежища.
Практическое закрепление знаний
Теория подкреплялась регулярными практическими мероприятиями. Помимо учебных тревог в школах и на предприятиях, огромной популярностью пользовалась военно-патриотическая игра «Зарница». В ее ходе школьники отрабатывали элементы гражданской обороны: ориентирование на местности, оказание первой помощи, действия в условной зоне заражения. Несмотря на зачастую легкомысленное отношение, эти мероприятия формировали базовый набор поведенческих моделей на случай чрезвычайной ситуации.
Впрочем, советская система ГО была рассчитана на реалии 1960-х — 1980-х годов, когда основным носителем ядерного оружия считалась стратегическая авиация. Подлетное время бомбардировщиков позволяло объявить тревогу и организованно занять убежища.
Современная угроза, связанная с баллистическими ракетами, чье подлетное время исчисляется минутами, делает многие элементы этой системы практически невыполнимыми. Кроме того, значительная часть инфраструктуры гражданской обороны, созданной в СССР, сегодня утрачена или находится в нерабочем состоянии.

