Генрих Ягода и Николай Ежов являются символами репрессий в СССР. Каждый из этих наркомов стоял во главе ведомства чуть более двух лет, но результаты деятельности сильно разнятся. Так кто же из руководителей оказался более кровавых?
Генрих Ягода
Генрих Ягода, создатель ГУЛАГа и первый генеральный комиссар госбезопасности организаторскими и прочими способностями не отличался. Но равным в плетении интриг и сталкивании лбами конкурентов ему не было.
Свою головокружительную карьеру Ягода начал в аппарате Петроградского ЧК. Через год Генрих Григорьевич стал управляющим делами особого отдела ВЧК, потом вторым заместителем Феликса Дзержинского, а после его смерти занял пост первого заместителя нового главы ОГПУ Вячеслава Менжинского. В июле 1934 года Ягоду назначили главой только что образованного НКВД и вошедшего в комиссариат Главного управления государственной безопасности (ГУГБ).
Несмотря на занимаемые должности и сложившиеся обстоятельства, Ягода неоднократно замечал – расстреливать людей нужно прекращать. Кроме того, он был противником фабрикации дел о подпольных антисоветских организациях. Впрочем, занимаемая позиция не помешала ему создать систему лагерей ГУЛАГ, которая вскоре показала печальную «эффективность».
Генрих Григорьевич возглавлял НКВД с 10 июля 1934 года по 26 сентября 1936 года. По официальным данным, за этот период были осуждены 541 746 человек, ещё 2 347 расстреляны.
Николай Ежов
Современники вспоминали Николая Ежова как амбициозного и исполнительного работника. Он стремился выполнить идеально любое поручение вышестоящего начальства, но не умел вовремя остановиться, в результате чего без перегибов не обходилось.
На посту руководителя НКВД Николай Иванович сменил Ягоду 26 сентября 1936 года. Первый приказ, который он отдал, став главой ведомства, – увеличивать регионам лимит по расстрельной статье.
Ежов досконально вникал в суть каждого громкого дела, активно принимал участие в допросах с пристрастием, за что и получил прозвище «кровавый комиссар». При этом он успевал ликвидировать врагов советской власти за пределами государства. Не останавливался Николай Иванович и перед родственными связями. Так, он с лёгкостью устранил свою жену Евгению.
Историк Олег Хлевнюк отмечает, что с января 1937-го по август 1938 года Иосиф Сталин получил от наркома около 15 тысяч сообщений, информирующих о спецоперациях, арестах, высылках и казнях. Собственно, такая «результативность» его и погубила. Именно убийство невинных людей и поставил вождь народов ему в вину. Но даже на скамье подсудимых нарком не согласился с обвинением. Он лишь с сожалением отметил, что «почистил» мало чекистов.
Николай Иванович занимал пост наркома НКВД с 26 сентября 1936 года по 24 ноября 1938 года. По официальным данным, за этот период были осуждены 1 344 923 человека, ещё 681 692 расстреляны.