Несмотря на то что в СМИ Якутии якутянами часто называют всех жителей Республики Саха или отдельно жителей Якутска, между якутами и якутянами есть существенное различие — это разные этносы. Но если «якутян», то есть якутов и русских в Сахе больше 962 тысяч человек, то настоящих якутян осталось всего ничего — по данным переписи 2002 года, их только 49 человек, при этом 46 из них называют себя якутянами, а трое считают, что они принадлежат к ленским старожилам (субэтнос русского народа).
Русские с севера: первая волна переселения
Якутяне как отдельный субэтнос русского народа появились в ХVII веке, когда на территорию Якутии из разных районов Сибири потянулись переселенцы, которых привлекали отдаленность от властей, отсутствие крепостного права и помещиков, а также наличие пашенных земель. Как пишет в книге «Итория Якутии» историк Анатолий Гоголев, деревни Итимскую и Пеледуйскую основали в ХVII веке «гулящие» люди и промышленники, Агминскую слободу – крестьяне из Илимска, которые были из устюжан, знаменитых «окающими» диалектами, особым обустройством избы и женскими сарафанами. Основу первой волны русских составили жители Сибири (в том числе Иркутска и Иркутской губернии) и северяне, приспособленные к уловиям Арктики: поморы, усольцы, мезенцы, колмогорцы, белозерцы.
Русские из центра: вторая волна
В ХVIII веке российское правительство стало целенаправленно заниматься заселением новых земель. Как пишет в своей работе «Русские старожилы в Якутии: культура и ландшафт» доктор исторических наук Сардана Боякова, в это время для обустройства почтового сообщения между Якутском и Иркутском были переселены ямщики, которые вскоре смешались с крестьянами. Кроме этого, с севера по морским путям в Якутию проникали казаки, купцы и промышленники, создавая в устьях крупных рек русские поселения, жители которых занимались преимущественно охотничьим и рыбным промыслами, оленеводством, добычей «слоновой» кости, во многом подражая местным якутам и привнося в их быт новые экономические отношения и новые орудия производства.
По данным российской переписи, уже в 1710 году в Сибири проживали 314 000 русских переселенцев, что на 100 000 человек превышало количество коренного населения. В центральных районах Якутии и по берегам реки Лены селились русские выходцы из Иркутска и Иркутской губернии, а также уроженцы Московской, Ярославской, Костромской, Петербургской, Владимирской губерний, жители Псковщины и Новогородчины.
Из ссыльных – в отцы-основатели
Активист организации «Русские старожилы» Татьяна Петрова в статье о старожилах Якутии пишет, что по архивам республики можно проследить судьбу многих переселенцев. Например, предки Соколовых, основавщих четыре деревни, происходили из Костромской губернии, а сосланный в ХVIII веке из-под Новгорода некий Леонтий Яныгин стал родоначальником большой семьи ямщиков, организовав станцию Березовки, а затем отселив сыновей на станции Точильная и Нохтуйск. А ямщик Прокопий Филлипов с сыновьями основал станции Ой-Муран, Иситскую и Малыканскую.
К началу ХIХ века в Якутии сформировались две территории расселения русских: одна - за полярным кругом, другая — южнее, вдоль берегов Лены и Илима, где в немногочисленных общинах жили старожилы, занимавшиеся земледелием.
Поначалу русские поселенцы в Якутии представляли собой неоднородную массу, так как происходили из разных местностей, имели свои говоры и отличия в культуре. Но в процессе взаимодействия друг с другом и якутами, они быстро утратили своеобразие и ассимилировались с коренным населением, перенимая якутский язык и обычаи, обусловленные средой обитания.
Третья волна переселения
К концу ХIХ века русские могли полностью раствориться в живущих рядом якутах, и история знает такие примеры (в некоторых поселениях так и произошло). Но этого не случилось из-за притока в Якутию новых переселенцев в конце ХIХ века и в ходе всего ХХ века.
Среди сохранившихся субэтнических групп русских были и якутяне, или, как их еще называют, ленские старожилы. Новая, третья, волна русских переселенцев значительно разбавила в русских общинах примесь якутской крови и позволила им просуществовать до настоящего времени, сохранив память о своем народе и об обычаях предков.
Особенности якутян
Приток русских почти не коснулся общин в деревнях, где влияние якутов было настолько сильным, что рождавшиеся в смешанных браках дети, даже будучи русскими по внешности, по большей части чувствовали себя якутами. Старшее поколение хорошо знало якутский язык, и если и переходило на русский, то часто употребляло якутские слова.
Однако в большинстве своем якутяне продолжали считать себя русскими, хотя и выделяли себя из русского этноса, сознавая специфичность культуры, сложившейся при взаимодействии двух народов. Между прочим, по вере якутяне до сих пор остаются православными христианами. В современной Якутии они проживают в таежных районах Олекминского и Хангаласского улусов.
Кроме якутян в Республике Саха живут индигирщики, или русскоустьинцы, заселившие устье реки Индигирки в ХVII веке и сохранившиеся там до сегодняшнего дня; и весьма похожие на них культурой колымчане (или походчане), которые обосновались в низовьях Колымы. Колымчане по крови метисы, по способу ведения хозяйства схожи с якутами и юкагирами, а по самосознанию они по-прежнему русские.