ФОТО: prostooleh/Freepik

“Эффект некрасивой подруги”: как он работает на самом деле 

Оказывается, даже умеренно привлекательные лица оцениваются более высоко, если они представлены рядом с менее привлекательными. Банальная истина, известная в народе как “эффект некрасивой подруги”, была недавно доказана американскими психологами. 

Эксперимент на восприятие

В ходе эксперимента 47 студентов колледжа в возрасте от 18 до 24 лет оценивали пары женских лиц. Каждой паре было присвоено одно лицо, обладающее умеренной привлекательностью, и другое — либо очень красивое, либо наоборот крайне некрасивое. После того как участники видели каждую пару, им показывали слово, описывающее личностную черту, и просили оценить, подходит ли это слово к обладательнице первого лица. В общей сложности было проанализировано 80 лиц и соответствующих черт характера. 

Для измерения мозговой активности исследователи использовали метод, известный как «спровоцированные потенциалы» (ERP). Этот метод позволяет фиксировать электрические изменения в мозге в ответ на визуальные стимулы, что дает возможность понять, как именно мозг реагирует на различные уровни привлекательности. 

Интерпретация результатов

Результаты исследования показали, что участники были более склонны связывать умеренно привлекательные лица с положительными чертами характера. В частности, 66% положительных черт были оценены как подходящие к обладательнице умеренно привлекательной внешности. В то же время только 29% негативных черт были связаны с тем же лицом. Это открытие подтверждает, что восприятие привлекательности может влиять на оценку личностных качеств. 

Интересно, что участники реагировали быстрее, когда фоновое лицо было менее привлекательным. Это может указывать на то, что более красивое лицо отвлекало внимание, создавая эффект «света софитов», когда более яркие объекты затмевают менее заметные. В то же время исследование показало, что некрасивые лица оказывали более сильное влияние на мозговую активность, чем очень привлекательные, вероятно, из-за большего эмоционального контраста. 

Эффект некрасивой подруги

Побочным результатом эксперимента стал интересный вывод. В парах, где одно лицо было средне привлекательным, а второе — менее привлекательным, красота первого оценивалась выше, чем при сравнении его с внешностью примерно того ж уровня привлекательности. Говоря более простым языком, женщина не обязательно должна быть красавицей, чтобы понравиться мужчине — достаточно быть более привлекательной, чем подруга, с которой ее непроизвольно сравнивают.