Психологи утверждают: чем больше людей становятся свидетелями какого-либо происшествия, тем менее вероятно, что жертве окажут необходимую помощь. Казалось бы, должно быть наоборот. Но факты неумолимы, и ученые вполне доходчиво объясняют, почему так и в самом деле происходит.
Имя жертвы как новый термин
Как пишет американский психолог Дэвид Майерс в своей книге «Социальная психология. Интенсивный курс», эффект свидетеля (или эффект очевидца, или синдром Дженовезе) – это психологический феномен, который заключается в том, что человек с меньшей вероятностью будет склонен оказывать кому-либо помощь в присутствии других очевидцев того или иного происшествия. Данный феномен впервые описали Джон Дарли из Нью-Йоркского университета и Бибб Латане из Колумбийского университета еще в 1968 году. К формулировке данного понятия Дарли и Латане подтолкнула трагедия, произошедшая в США за 4 года до этого.
Как утверждает Деннис Джентилин в своей книге «Этика бизнеса. Психологическое расследование корпоративных скандалов», 13 марта в 1964 года в Нью-Йорке на глазах у множества свидетелей была убита Китти Дженовезе. Девушка успела позвать на помощь, благодаря чему в нескольких окнах, выходивших на улицу, зажегся свет. Поначалу преступник ретировался, но, поняв, что никто не собирается его ловить, вернулся к жертве. Как выяснилось позже, за расправой над Китти следили не менее 40 человек, но ни один из них не спустился для того, чтобы заступиться за нее. Даже полицию кто-то из очевидцев вызвал только через час после убийства.
Страхи и планы
Впрочем, если верить Евгению Ильину, автору книги «Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия», на основании исследований, которые продолжались более четверти века, было доказано, что синдром Дженовезе проявляется не только в криминальных историях, но и во всех чрезвычайных ситуациях. По мнению Ильина, подобное поведение свидетелей вовсе не говорит об их равнодушии: скорее, в своем бездействии люди руководствуются страхом. В качестве примера Ильин приводит отрывок из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», где в бараке полном заключенных один бандит убивает некоего Рубина. За несчастного никто не вступился: большинство просто притворились спящими.
Кроме страха, согласно выводам того же Дэвида Майерса, людей парализует способность увидеть последствия своего вмешательства в ситуацию. Также, как пишет Маркус Уикс в своей книге «Психология за 5 минут», очевидцам требуется время для того, чтобы оценить обстановку, решить, что инцидент и в самом деле является чрезвычайным, поразмыслить над степенью личной ответственности за происходящее и опять же составить план дальнейших действий. Кстати, Дарли и Латане установили, что больше шансов получить помощь имеют инвалиды и пожилые люди, а меньше – находящие в состоянии алкогольного опьянения.
Настоящая причина эффекта
Между тем большинство психологов сходят во мнении, что первопричиной возникновения эффекта свидетеля является вовсе не страх или умение выстраивать планы, а банальное перекладывание ответственности на плечи других людей. По утверждению Пола Клеймана, автора издания «Психология: люди, концепции, эксперименты», каждый из очевидцев полагает, что руку помощи жертве протянет кто-нибудь другой (или уже это делает: например, набирает на телефоне номер полиции). Клейман сравнивает этот феномен с так называемой социальной леностью с той только разницей, что при синдроме Дженовезе не проявляется инициатива, так как есть уверенность в том, что ее проявляют (или проявят) остальные свидетели.
Следует обратить внимание на то, что эффект свидетеля носит исключительно групповой характер. Согласно исследованиям психологов, по мере увеличения количества свидетелей какого-либо происшествия мотив помогать тем, кто нуждается в этом, ослабевает. То есть чем больше людей, тем более велика вероятность того, что человек не получит необходимой помощи, а станет лишь объектом для созерцания. Впрочем, чем меньше зевак, тем скорее жертва преступления или какого-либо иного происшествия останется невредимой. Так, если верить Клейману, один из двух свидетелей, скорее всего, окажет помощь нуждающемуся.