Ярослав Мудрый, один из самых выдающихся правителей Киевской Руси, чье почти 40-летнее правление вывело государство на европейскую арену. Однако, и после смерти он остался в центре исторических перипетий. Его останки, до этого веками покоившиеся в Софийском соборе Киева, в XX веке стали объектом детальных исследований, результаты которого стали весьма неожиданными.
Сенсация в каменном гробу
В XX веке саркофаг князя вскрывали несколько раз. Первые исследования в 1936 и 1939 годах, казалось, не таили в себе неожиданностей. Ученые обнаружили три скелета: мужской, соответствующий описаниям Ярослава — хромого мужчины, умершего около 70 лет; женский, вероятно, принадлежавший его супруге Ингигерде; и детский, чью принадлежность установить не удалось.
Подлинность останков самого князя тогда сомнений не вызывала. Однако четвертое вскрытие, проведенное в 2009 году, стало сенсационным. Вместо ожидаемых костей исследователи нашли в саркофаге пожелтевшие советские газеты 1964 года. Впрочем, это был еще не главный шок. Генетическая экспертиза показала, что кости, все еще находившиеся в гробнице, принадлежали двум женщинам, жившим с разницей в тысячу лет: одна — древнерусского времени, а вторая, возможно, — скифского периода. Останки же Ярослава Мудрого (если они и были) бесследно исчезли.
Бегство с реликвиями
Наиболее распространенная гипотеза связывает это исчезновение с отступлением немецких войск из Киева осенью 1943 года. Согласно показаниям бывшей сотрудницы музея Нины Булавицкой, архиепископ Украинской грекокатолической церкви Никанор при отступлении вывез мощи Ярослава Мудрого и чудотворную икону Николы Мокрого.
Дальнейшая судьба реликвий остается тайной. По одной из версий, немецкий полковник Пауль фон Денбах должен был доставить ящик с останками к эшелону, но опоздал. По другой — их планировали передать в Варшаве, но архиепископ Никанор не явился. В итоге, якобы, мощи через цепь посредников попали к архиепископу Палладию, который после войны эмигрировал в США. Считается, что сегодня оригинальные мощи могут храниться в одном из храмов Бруклина (Нью-Йорк). Впрочем, официальные лица Украинской православной церкви в США это категорически отрицают.
Останки никуда не уезжали
Существует и альтернативная версия. Возможно, прах князя никогда и не покидал Киева. Несколько лет назад, когда кости, считавшиеся останками жены Ярослава, изучали с помощью томографа, выяснилось, что среди них есть и мужские. Это породило предположение, что во время предыдущих вскрытий кости нескольких людей могли просто перепутать. Таким образом, часть останков Ярослава Мудрого могла затеряться среди костных фрагментов его супруги и все это время находиться в музее, не будучи опознанной.
Впрочем, точного ответа дать никто так и не смог — все во власти предположений…

