У казаков была четкая система территориально-административного деления и управления. Станичные казаки составляли войско или полк. Во главе станиц стоял войсковой или полковой командир, от которого зависела казачья старшина.
Властью, данной мне…
Управляющим казачьего поселения являлся атаман, которому подчинялись окружённые силы – выборные и исполнительные власти. Он был высшим судьёй и верховенствовал над войском, стоял во главе казачьего круга и принимал судебные решения, опираясь на Войсковое право – средство урегулирования отношений в казачьей среде. Постепенно нормы права дополнялись. Обычно, принятое решение запоминалось и применялось в похожих ситуациях. Когда экзекуция была определена, приговор немедленно приводился в исполнение.
Мелкие повинности находились в ведении Суда чести. В его состав входили исключительно полноправные казаки, избираемые при помощи жребия. Каждый из членов Суда мог гласно определять способ наказания для провинившегося товарища. Решение Суда чести считалось действительным, если оно было принято в присутствии священника и одобрено Советом стариков. Когда мера воздействия была определена, судебный орган расформировывался.
Руководить процессами вынесения приговоров атаману помогали должностные лица. Военный писарь доносил до осуждённых информацию о решении атамана. Есаул отвечал за исполнение приговоров, преследовал разбойников и грабителей. Войсковой довбыш (барабанщик) на экзекуциях был приставом, зачитывал постановление старшины публично на Совете или месте казни.
Безжалостные казаки
Одним из самых страшных видов экзекуций считалось закапывание живого человека. Оно применялось, если казак убивал товарища. Живого преступника вместе с жертвой клали в гроб и засыпали землёй. Бывали и исключения. Если убийство совершил храбрый воин, авторитетный в станице человек, то погребение заменяли штрафом.
Если казак заставал жену с «блудодейником», супруга должна была зимой искупаться на аркане в проруби. Неверной могли связать руки и ноги, насыпать песка за пазуху, привязать к ней камень и топить в воде. Ярые казаки отсекали жене голову шашкой. Бывали случаи, когда женщине вырезали ремни на спине с помощью холодного оружия. Впоследствии рана или заживала, или мучила умирающую. Но не все казаки грубо расправлялись с жёнами. Представители задонской станицы Черкасского округа выбирали менее зверские наказания. Неверную связывали за руки с любовником и водили по станице с барабанным боем. Чтобы опозорить казачку, её нередко раздевали практически догола.
Изощрённая экзекуция касалась турок. Неудачные набеги казаков для многих увенчались пленом. Разожжённая ненависть провоцировала казаков на многочисленные нападения, ограбления и убийства. Клятва «добыть турка» трансформировалась в сознании казака в «добыть женщину», - писал Владимир Конюков в мемуарах «Последняя правда тайн «Тихого Дона».
В качестве доказательства своего пребывания на турецких берегах казаки часто брали в плен турецких девушек и девочек. Привозили их в станицу, показывали живые трофеи старшинам. После показательных выступлений пленных турчанок отправляли работать прислугой. Некоторых заставляли ублажать казаков. Бывало, что турчанок продавали на рынках. Азартные жители станиц часто проигрывали женщин в играх. В летописях казачества подтверждено, что за один поход в родные степи забирали по тысяче-две турчанок и персиянок. В результате этого происходило кровосмешение. В казачьей степи не было редкостью увидеть темноволосого, чуть косоглазого ребёнка с горбатым носом.
Казаки беспощадно обращались с врагами. Один из немецких полковников писал: «Казаки нагнали на моих солдат такой смертельный страх, что я не могу продвигаться дальше». Во время казачьей атаки мало кто оставался живым, особенно если речь заходит о борьбе с «басурманами». Рубили и тех, кто нападал на казачьи поселения. Иногда казаки не добивали раненых, а брали их в плен - бойцов лечили или заставляли работать. Потом собратья могли выкупить пленных. Черкесы никогда не забирали представителей своего народа, если они были ранены пиками, - это считалось позором.
Жестокой экзекуции подвергались воры, решившие «надуть» своих и скрыть содеянное. Уличенного в воровстве казака приводили на Сечевую площадь, привязывали к столбу и оставляли минимум на три дня, пока он не заплатит за украденную вещь. Случалось и такое, что уже через день казака забивали до смерти. За многократное воровство могли повесить или посадить на железный крюк.
В казачьей среде применялись разные виды экзекуции для поддержания дисциплины. Считалось, что телесные наказания являются профилактической мерой для будущих рыцарей. А зверское отношение к чужакам было местью или способом повысить авторитет.