Эвакуация Эрмитажа в 1941 году: сколько экспонатов пропало

Государственный Эрмитаж – гигантское собрание шедевров мирового искусства, приобретённых русскими царями в XVIII-XIX веках. Во время Великой Отечественной войны из-за угрозы захвата Ленинграда немцами экспонаты Эрмитажа увезли на Урал. К сожалению, без потерь при этом не обошлось.

«Туда, где Чапаев утонул»

Уже в день нападения Германии на СССР сотрудники Эрмитажа перенесли ценнейшие шедевры живописи в Особую кладовую на нижнем этаже. Через пару дней началась эвакуация музея, которой руководил его директор Иосиф Орбели. Старейшим сотрудникам Эрмитажа пришлось вспомнить опыт эвакуации, устроенной Временным правительством в 1917 году. Реставратор живописи Николай Михеев и его коллеги вынимали из рам картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса, Веласкеса и складывали их в плоские ящики. Чтобы живописный слой не повредился, при упаковке использовали деревянные планки и мягкие бумажные валики.

Сотни тысяч экспонатов были описаны. Каждый ящик, точно подобранный по размеру для нескольких картин, получал индивидуальный цифро-буквенный номер. Самые крупные полотна накатали на валы, переложенные бумагой.

Работа кипела почти круглосуточно, случалось, что упаковщики умирали от напряжения. Поначалу в помощь музейным работникам прислали солдат, но потом их заменили на студентов, художников и архитекторов, умевших более бережно обращаться с произведениями искусства. Сверхжёсткий график работ позволил упаковать экспонаты всего за шесть суток. 1 июля первая партия из 500 тысяч экспонатов, размещённых в 23 вагонах, была отправлена с Московского вокзала в Свердловск. Для защиты состава на платформах установил зенитки, в дороге поезд сопровождали самолёты. Точного места назначения не знали даже сами сотрудники музея, им сказали лишь, что они едут «туда, где Чапаев утонул».

В Свердловске эвакуированные фонды распределили по трём зданиям. Центром свердловского Филиала Эрмитажа стала картинная галерея на ул. Вайнера, другие экспонаты принял католический костёл на ул. Малышева, а также печально известный Ипатьевский дом – место расстрела царской семьи в 1918 году.

До 3 сентября, когда замкнулось кольцо блокады, сотрудники Эрмитажа успели отправить ещё один эшелон. Остальные ящики остались в осаждённом городе. Всего удалось вывезти 1 млн 118 тысяч памятников мирового искусства.

«В помещениях КГ (картинной галереи) рядами стояли эрмитажные ящики, поставленные друг на друга, – вспоминала дочь одного из эвакуированных сотрудников Анна Белова. – Они образовывали настоящие дебри и лабиринты, в некоторых рядах имелись карнизы и уступы, по которым мы карабкались на самый верх или пробирались в самые глухие закоулки, играя в прятки».

Утраты

Возле складированных шедевров круглосуточно находились дежурные сотрудники Эрмитажа, экспонаты охраняла милиция. Реэвакуация из Свердловска состоялась только в октябре 1945 года.

При распаковке ящиков выяснилось, что пропала одна картина. Как рассказывала СМИ заместитель заведующего документальным фондом Эрмитажа Елена Соломаха, это было полотно «Святой Себастьян» фламандского художника Антониса ван Дейка. Картину разыскивали в 1945-1949 годах, но так и не нашли. Предполагается, что она исчезла при упаковке, судьба шедевра неизвестна. Некоторым утешением для ценителей искусства может служить лишь то, что у ван Дейка это была не единственная картина на данный сюжет – другое полотно под названием «Святой Себастьян» ныне хранится в США.

Однако не все сохранившиеся экспонаты вернулись в город на Неве. В знак благодарности уральцам Эрмитаж подарил Свердловской картинной галерее больше 200 предметов искусства – произведения декоративно-прикладного жанра, скульптуры и живописи. Из картин западноевропейских мастеров, например, были переданы работы фламандца Якоба Йорданса, итальянцев Марко Базаити, Роза да Тиволи, Луки Джордано и других.

В самом Ленинграде за время блокады некоторые экспонаты покрылись плесенью, фарфор побился при бомбардировках, а одна из бомб повредила царские кареты – всего оказалось утрачено 1685 предметов. Однако, учитывая масштабы собрания Эрмитажа, это всё-таки были незначительные потери.

В процессе эвакуации музеев в СССР случались и другие утраты. Не выяснена, к примеру, судьба Сталинградской картинной галереи. В октябре 1941 года комитет облсовета распорядился отправить 618 картин в село Иловатка, но планы изменились буквально «на ходу». Полотна оказались в подвале драмтеатра, после чего их след затерялся. Однако эти потери не идут ни в какое сравнение с масштабами грабежа гитлеровцами музеев на оккупированной территории. Всего в 1941-1945 годах из советских музеев пропало больше миллиона единиц хранения.