Результаты проводившейся в 30-е годы ХХ века советскими чекистами работы, направленной на изучение сферы паранормальных явлений и их воздействие на человека, так не получили широкой огласки.
Исследования Барченко
Как писал в своем исследовании известный российский историк Леонид Царев, Глебу Бокию, сыну довольно известного в царской России ученого Ивана Бокия, с конца января 1921 года – начальнику спецотдела ОГПУ НКВД СССР, в 20-х годах было поручено организовать работу по изучению паранормальных явлений, феноменов и фактов, которые в перспективе могли бы послужить на пользу советскому государству.
Известный советский ученый, интересовавшийся оккультными практиками, Александр Барченко, по поручению Глеба Бокия начал исследования на Кольском полуострове. Барченко интересовали результаты изучения феномена массового гипноза, «полярного бешенства», ученый проявления этого явления фиксировал и дифференцировал – у поморов и у экскимосов. Кроме того, Барченко искал на полуострове мифологический «Камень Грааль».
Все эти исследования ОГПУ стоили денег, и больших, – порядка полумиллиона долларов в современном исчислении. Однако результаты данных походов в итоге так и остались нереализованными, а материалы исследований засекретили.
«Дачная Коммуна»
Как рассказывал в одном из своих интервью известный перебежчик, бывший сотрудник ГРУ СССР, Олег Гордиевский, в структуру отдела НКВД, возглавляемого Бокием, входила и лаборатория, где изготавливались яды и препараты для воздействия на арестованных.
Глеб Бокий до 1937 года был уважаем и титулован – неоднократно избирался в Центральный исполком РСФСР, участвовал как делегат в работе нескольких съездов ВКП(б). Бокия в 1923 году награждали Орденом Красного Знамени, он в числе первых получил знак «Почетный работник ВЧК-ОГПУ» (No 7). Это был «человек-пароход»: в честь Глеба Бокия переименовали пароход «Святой Савватий», который перевозил в СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) заключенных и продукты. Бокий и сам на этом пароходе посещал Соловки в бытность начальником спецотдела НКВД.
Весной 1937 года Глеба Бокия арестовали. Официально ему предъявили обвинения в «предательстве и контрреволюционной деятельности». Опубликован протокол допроса Бокия, из которого следует, что некогда влиятельному сотруднику ОГПУ-НКВД «шили» принадлежность к несуществующей антисоветской организации – так называемой «Дачной Коммуне». «Мистические» составляющие фигурируют практически в каждом ответе Бокия на вопросы следователя о том, чем Бокию приходилось заниматься по месту службы.
Глеб Бокий, судя по материалам этого допроса, организовал «эротические оргии» и сам активно в них участвовал, хотя «прямых эротических целей поначалу не преследовал». В тексте допроса вскользь упоминается и деятельности отдела, возглавляемого Бокием. Он сказал, что в свое время попал под влияние Александра Барченко, вовлекшего его в масонскую организацию «Древняя Наука». Бокий поведал: Барченко пытался наладить связь с «монголо-тибетскими мудрецами» дабы пополнить знания, «имеющие политическое значение», познать «абсолютную истину» и в принципе «постичь понятия добра и зла».
Детали деятельности «масонского общества», в котором, по собственному признанию, руководителем был Глеб Бокий, в протоколе допроса не отражены, есть только показания о стремлении «овладеть мистическими учениями». Подробностей о способах данного «овладения» там нет. Бокий в своих показаниях активно оговаривал Александра Барченко, помимо него он назвал свыше десятка других «масонов».
Николай Ежов арестовал Бокия в мае 1937 года, как и «главный оккультист НКВД» Александр Барченко (на неделю позже своего начальника). Обоих расстреляли, с разницей в год – с Барченко, в отличие от Бокия, разбирались дольше – ему инкриминировали не только участие в контрреволюционной организации, но еще и шпионаж в пользу Англии.
В 50-х годах Бокий и Барченко были посмертно реабилитированы.