В 1961 году Ленинградская студия кинодокументалистики выпустила фильм «Продолжение подвига», посвящённый красноармейцам Николаю Лошакову и Ивану Денисюку, которые первыми в Великую Отечественную войну бежали из немецкого плена на самолёте. Однако о том, как родина встретила приземлившихся героев, авторы ленты умолчали. Как и многим другим пленным, после немецких лагерей беглецам пришлось пройти через советские правосудие.
Плен и побег
Уроженец Кубани младший лейтенант Николай Лошаков воевал в 14-м гвардейском истребительном авиаполку. На его счету был 120 боевых вылетов и 3 сбитых самолёта противника. В мае 1943 года полк Лошакова защищал небо Ленинграда. 121-й вылет на Яке-1Б стал для 20-летнего пилота роковым. Когда противник подбил его истребитель, Лошакову пришлось выброситься с парашютом. В бессознательном состоянии, истекая кровью после 13 ранений, он упал на оккупированной территории, где его подобрали немцы.
По одной из версий, во время допроса Лошаков согласился работать на немецкую авиацию (или, возможно, на ВВС РОА). Для начала его отправили ремонтировать дороги на военном аэродроме в Псковской области (г. Остров). Заправщиком там трудился другой пленный – старший сержант Иван Денисюк, бывший танкист. Познакомившись, они стали вместе разрабатывать план воздушного побега. Легче всего было угнать лёгкий разведывательный самолёт «Шторьх». Однако возникла проблема – Лошаков не имел опыта управления этим летательным аппаратом, и если бы он стал разбираться на месте, беглецы потеряли бы драгоценное время.
«Денисюк, имевший доступ к самолётам, стал запоминать расположение приборов в самолёте, а по вечерам рисовал Лошакову схемы их расположения, – пишет исследователь Вячеслав Звягинцев в книге «Трибунал для «сталинских соколов». – Потом он стащил из бани немецкую форму и спрятал её в придорожных кустах».
Однажды во время испытаний фашистский летчик приземлил самолёт всего в сотне метров от того места, где работал Николай. Иван, заправлявший крылатую машину, подал сообщнику сигнал, и через несколько минут они залезли в кабину. К ним присоединился ещё один пленный – Георгий Зотов. Лошаков благополучно поднял самолёт в воздух, но вскоре сзади засвистели пули. Преследователям не удалось сбить «Шторьх», хотя его фюзеляж получил 9 пробоин. Оторвавшись от немцев, Лошаков посадил самолёт на овсяном поле у деревни Бритино в Новгородской области, в 300 километрах от пункта вылета.
На родине
Первым о «приключениях» Лошакова и Денисюка узнал председатель бритинского колхоза, который тут же «сообщил, куда следует». Прилетевшие на немецком самолёте в немецкой же форме лётчики вызвали у него подозрения. На следующий день, 12 августа 1943 года, беглецов арестовали. Отдел контрразведки 4-й Армии Волховского фронта инкриминировал Лошакову «изменническое поведение во время пребывания в плену». Возможно, СМЕРШевцам показалось особенно подозрительным, что за время плена Лошаков сумел сберечь документы кандидата в члены партии.
Задержанных истязали. Не выдержав побоев, Денисюк уже через несколько дней признался в измене Родине – за что и был осуждён на 20 лет. Лошаков же держался более стойко. По некоторым данным, в его невиновность поверил даже один из членов судившей его «тройки». Несмотря на это, лётчика приговорили к 3 годам лишения свободы. Из Воркутлага Лошаков вышел по амнистии в августе 1945 года. Дальнейшая его карьера складывалась неплохо – он был начальником аэропорта Воркуты. Денисюк вышел на свободу позже – в 1951 году. Впоследствии участников побега реабилитировали: Лошакова в 1958 году, Денисюка – в 1962-м.
В этой истории остаётся немало вопросов. Например, почему Лошаков в письменных документах НКВД указывал средством побега советский самолёт У-2, а не «Шторьх»? Загадочной является и судьба третьего беглеца – Георгия Зотова, об участии которого в перелёте вообще не было известно до 1977 года. Наличие многочисленных недомолвок, вероятно, объясняет, почему, несмотря на реабилитацию, Лошаков так и не получил звание «Героя России», хотя за него несколько раз ходатайствовали власти Республики Коми.