Иван Христофорович Баграмян умер в 1982 году в возрасте 84 лет. Урна с прахом маршала была торжественно захоронена в Кремлевской стене. Однако судьба Баграмяна могла сложиться совсем иначе. По крайней мере дважды в своей жизни он чудом избежал расстрела.
Железнодорожник и дашнаки
Иван Христофорович Баграмян родился в 1897 году в азербайджанском селе Чардахлы. Отец будущего маршала трудился железнодорожником, поэтому неудивительно, что и сам Иван Христофорович поначалу выбрал для себя именно эту специальность. Как пишет Юлия Школьник в своей энциклопедии «Полководцы России», Баграмян поступил в Тифлисское железнодорожное училище, а потом и в техническое училище. Оба учебных заведения он окончил с отличными отметками. Однако на железной дороге Иван Христофорович проработал всего несколько месяцев.
В 1915 году Баграмян добровольцем поступил на армейскую службу. Спустя 2 года, когда грянула Февральская революция, Иван встал на сторону дашнаков и по их указанию воевал с Турцией, которая заключила мирный договор с Советской Россией. Однако в 1920 году Баграмян уже оказался в числе восставших против дашнакского правительства. Восстание было подавлено, а его организаторы казнены. Согласно воспоминаниям самого военачальника, опубликованным в «Военно-историческом журнале» в январе 1967 года, он тоже был заключен в крепость и чудом избежал расстрельного приговора лишь потому, что против него не нашлось улик.
Крах Харьковской операции
В том же 1920 году Иван Баграмян вступил в Красную Армию. К началу Великой Отечественной войны Баграмян успел поднакопить немало опыта, а также окончить Академию Генштаба, поэтому в 1941 году его был назначили начальником оперативного отдела и заместителем начальника штаба Юго-Западного фронта. В первые месяцы войны, как указано в энциклопедии «Россия» (редактор составитель – кандидат исторических наук Ю. А. Никифоров), Иван Христофорович показал себя как военачальник, отличавшийся проницательностью и аналитическими способностями. Так, Баграмян оказался одним из немногих, кто сумел вырваться из киевского «котла» и вывести оттуда около 20 тысяч солдат.
После сражения за Киев Баграмян стал начальником штаба Юго-Западного фронта и принимал участие в разработке и проведении операции, в результате которой был освобожден Ростов-на-Дону. Однако Харьковская наступательная операция 1942 года закончилась для Красной Армии широкомасштабной катастрофой: обстановка на южном крыле советско-германского фронта резко изменилась в пользу противника. Формально главным разработчиком Харьковского наступления, как указано в книге Вячеслава Звягинцева «Война на весах Фемиды», являлся Иван Баграмян, но решения в ходе боевых действий принимали маршал Тимошенко и член Военного совета Хрущев.
Козел отпущения
Несмотря на это, Сталин обвинил в провале Харьковской операции Ивана Баграмяна. Если верить Юрию Емельянову и его книге «Сталин: Генералиссимус Великой Победы», вождь написал тогда о том, что Баграмян «благодаря своему легкомыслию проиграл Харьковскую операцию и отдал противнику 18-20 дивизий», а потому должен быть снят с поста начальника штаба Юго-Западного фронта. Вот только, по мнению Юрия Емельянова, Баграмян стал обычным «козлом отпущения» в этой истории.
Однако самому Ивану Христофоровичу было от этого не легче. Дело в том, что по крайней мере в военные годы подобная оценка лидера страны означала одно – расстрел. Многие историки, в том числе Звягинцев и Школьник, считают, что жизнь Баграмяну спас Жуков, который заявил Сталину о том, что вина за провал операции лежит отчасти на Ставке Верховного Главнокомандования и Генеральном штабе.
Дальнейшие успехи
Тем не менее Ивана Баграмяна понизили до начальника штаба 28-й армии Юго-Западного фронта. Однако в дальнейшем Баграмян, если был и виновен в провале Харьковской операции, то полностью искупил эту вину. Как гласит энциклопедия «Всемирная история», 16-я армия, командующим которой стал впоследствии Иван Христофорович, участвовала в Курской битве. А в ту пору, когда Баграмян командовал 1-м Прибалтийским фронтом, его войска отличились в ходе Белорусской стратегической операции. Земландская группа войск во главе с Баграмяном брала Кенигсберг.
Победу Иван Христофорович Баграмян встретил в Восточной Пруссии. К тому моменту он уже успел стать генералом армии и Героем Советского Союза. Все последующие годы Баграмян отдал службе в вооруженных силах. В 1955 году, как пишет В. М. Соловьев в своей книге «История и культура России», Иван Баграмян получил новое звание – на этот раз маршальское. Говорят, это планировал сделать еще Сталин, но не успел. Как бы то ни было, Иван Христофорович дожил до весьма преклонных лет.