19/11/17

За что убили Отари Квантришвили

Отари Квантришвили до сих пор является одной из самых спорных фигур криминального мира 90х. Несмотря на очевидные связи с преступными элементами, о нем до сих пор с теплотой отзываются многие деятели культуры и предприниматели, не преступавшие закон. Знаменитый советский и российский певец Иосиф Кобзон до сих пор называет Квантришвили своим «братом». За что же авторитет заслужил такое уважение по обе стороны баррикад?

Отари Квантришвили родился 27 января 1948 года в грузинском городке Зестафони. В отличие от своего непутевого старшего брата Амирана, Отари отличался послушным характером, усидчивостью, учился на одни пятерки и активно занимался спортом. Его будущая карьера пошла под откос, когда в 1966 году он был обвинен в участии в групповом изнасиловании. В этом деле и по сей день много белых пятен: по некоторым данным, на суде девушка, ставшая жертвой, сама подтвердила невиновность Квантришвили, однако он, тем не менее, был осужден на 9 лет тюрьмы. Полный срок Отари не отсидел – он сумел выйти менее чем через 5 лет, сымитировав вялотекущую шизофрению.

Пока младший брат находился в местах лишения свободы, Амиран начал осваивать уважаемую в криминальном мире профессию картежника. К тому времени, как Отари вышел на свободу, он стал опытным «каталой», т.е. деятелем в игорном теневом бизнесе. Чтобы помочь младшему брату встать на ноги, Амиран стал обучать его азам карточных махинаций. Забегая вперед, стоит заметить, что, если Отари всегда занимал пограничную позицию между преступниками и служителями закона, то Амиран всегда был представителем криминала. По некоторым данным, он даже был коронован.

После выхода из тюрьмы Отари вернулся в спорт, занимался греко-римской борьбой. Параллельно он сколотил небольшую банду спортсменов, которые занимались покровительством различных валютных мошенников. Существует мнение, что именно Отари стал автором термина «крышевание».

В начале 80х братья примкнули к банде Геннадия Карькова по кличке «Монгол». Тогда Отари познакомился со знаменитым вором в законе Вячеславом Иваньковым по кличке Япончик.

В 1982 году группировка была разгромлена милицией. Оба брата сумели уйти от ответственности, а Япончик отказался давать против них показания. В знак благодарности Отари заботился о семье Иванькова, пока тот сидел в тюрьме. Такие жесты упрочили взаимное уважение между авторитетами.

Все это время Отари работал тренером в спортивном обществе «Динамо». Его воспитанники стали бойцами в крупнейших ОПГ столицы.

Со второй половины 80х Отари начал заниматься коммерцией. Он, его брат Амиран и их знакомый Анзори Кикалишвили основали «Ассоциацию XXI век», которая работала в разных сферах, начиная от экспорта нефти и леса и заканчивая шоу-бизнесом. Параллельно «Ассоциация» оказывала услуги по «крышеванию». Условия братьев значительно отличались от «крыш», предлагаемых другими ОПГ: предприниматели подписывали с «Ассоциацией» официальный договор, согласно которому они обязались выплачивать «Ассоциации» 10% от ежемесячного оборота, взамен получая «всестороннюю защиту». Мало того, что эта сумма была в разы меньше той, что требовали члены банд (их «ценники» начинались от 20% и могли достигать 80%), она еще и была жестко зафиксирована. В то же время, работавшие с ОПГ бизнесмены не могли быть уверены, что члены даже «крышевавшей» их банды в одно прекрасное утро потребуют увеличить дань без объяснения причин. Одним словом, гениальность схемы Квантришвили заключалась в легализации «крышевания», которое давало предпринимателям стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

В начале 90х Отари стал председателем Фонда социальной защиты спортсменов имени Льва Яшина. Он был известен трепетным отношением к своим ученикам: он спонсировал их и продвигал на различные соревнования. В 1994 году он стал учредителем партии «Спортсмены России». Он собирал под своим началом молодых сильных ребят, которым говорил, что именно они станут гарантами справедливости в стране. Здесь заключается еще одна хитрость Отари: в отличие от других банд, где молодые ребята занимались простым криминалом ради собственного обогащения, Квантришвили дарил своим подопечным иллюзию того, что они получат власть в свои руки, станут не какими-то «братками», а уважаемыми членами общества, которые установят порядок на Родине.

Отари очень любил вращаться в высших кругах общества. Он активно поддерживал и финансировал как начинающих артистов, так и состоявшихся звезд. Он умел находить связи и в политическом мире. Во время событий 1993 года Квантришвили сумел дозвониться до президента Ельцина, пообещав ему любую поддержку со стороны своих бойцов. Ельцин этим предложением не воспользовался, однако высоко оценил лояльность Отари. Буквально через год это вылилось в огромные торговые преференции для «Ассоциации» в виде льгот на пошлины по ввозу табака и алкоголя. Прибыль братьев от этого была колоссальной.

Однако успех братьев был предметом зависти для многих. 6 августа 1993 года Амиран вместе с «партнером» из Казанской ОПГ Фёдором Ишиным по кличке Федя Бешеный отправился на переговоры с представителями компании «Водолей» на улице Димитрова, по некоторым данным, «крышуемой» Чеченской ОПГ. В здании «Водолея» Ишин и Квантришвили-старший были в упор расстреляны из пистолетов. Сами убийцы тоже не успели скрыться далеко, когда они сели в машину, под ее днищем взорвалась бомба. Отари, узнав о произошедшем, заявил, что не будет инициировать войн, однако выяснит, кто стоит за убийством брата. Он активно участвовал в расследовании, но так и не успел выйти на заказчика.

5 апреля 1994 года Отари выходил из излюбленного места для переговоров – Краснопресненских бань, когда прозвучали три хлопка – выстрелы из снайперской винтовки. Одна пуля угодила ему в живот, две – в голову.

Похороны Отари прошли на уровне похорон премьер-министра. Туда приехали не только криминальные авторитеты города, но и именитые деятели культуры. В частности, в последний путь Квантришвили проводили певцы Иосиф Кобзон и Александр Розенбаум. Соболезнования родственникам погибшего прислал президент Ельцин.

Убийца Квантришвили был задержан более 10 лет спустя – в 2006 году. Им оказался знаменитый киллер Ореховской ОПГ – Алексей Шерстобитов по кличке «Леша-Солдат». Он признал вину в убийстве грузинского предпринимателя, и подробно рассказал о мотивах и подготовке к убийству. По его словам, непосредственными заказчиками выступили «ореховские» авторитеты Сергей Буторин (Ося) и Сергей Ананьевский (Культик). Причиной для «заказа» послужил конфликт между руководителем «ореховских» Сергеем Тимофеевым (Сильвестр) и Отари из-за нефтеперерабатывающего завода в Туапсе.

По словам киллера, у него был приказ убить всех вышедших из бани мужчин. Однако он, увидев, что спутник Отари, рискуя жизнью, попытался помочь раненому, отказался в него стрелять в знак уважения.

В суде Леша-Солдат попросил прощения за убийство Квантришвили перед родственниками погибшего и заявил, что если бы он отказался, то стал бы следующей жертвой «ореховских», а Отари был бы все равно убит.