26/11/19

За что в спецназе невзлюбили пистолет Макарова

Пистолет Макарова — пример удачного малогабаритного самозарядного пистолета, обладающего высокой надежностью и прекрасной кучностью. Он и сегодня остается на вооружении в десятках стран, несмотря на более чем почтенный возраст: ПМ был сконструирован более 70 лет назад. О том, насколько удачной и популярной была модель, говорит хотя бы тот факт, что в СССР было выпущено более 2 000 000 экземпляров легендарного пистолета (по информации «Энциклопедии стрелкового оружия» Александра Жука). Но, несмотря на признание со стороны военных и представителей правоохранительных органов, у спецназа это оружие вызывало скорее пренебрежение. Почему?

Немного об останавливающем действии

Как пишет Давид Болотин в книге «История советского оружия и патронов», ПМ создавался как «оружие мирного времени», что отчасти определяло его характеристики. За образец компоновки Николай Макаров взял легендарный на то время Walther PP, что обусловило и ряд недостатков. Правда, советскому конструктору удалось почти полностью их нивелировать. В итоге пистолет получился надежным и простым по конструкции, с прекрасной точностью и кучностью стрельбы. Неудивительно, что в 1951 году он «был принят на вооружение для армии и правоохранительных органов».

Немаловажным фактором успеха было и хорошее останавливающее действие пули пистолета. Речь идет не обязательно о летальном исходе, главное — вывести цель из строя. Классическая тупоконечная пуля ПМ проникает в тело неглубоко и быстро тормозится, но при этом создает мощную ударную волну и, как следствие, контузию органов и тканей. Это даже без серьезных повреждений — дезориентирует врага и выводит его из строя. Казалось бы, как раз то, что надо! Но нет…

ПМ и задачи спецназа

Останавливающее действие, которым славится пистолет Макарова, — не совсем то, что требуется оружию спецназа. Ведь этим подразделениям чаще всего приходится действовать не против рядовых преступников, а против хорошо вооруженных и защищенных представителей криминала. Даже самый простой бронежилет станет для ПМ серьезной преградой — основная часть энергии пули будет потрачена,  чтобы его пробить. А максимум, что достанется врагу — это синяк в месте попадания. Неприятно, но не смертельно и даже почти не опасно.

Так что для спецподразделений ПМ оказался просто ненужным оружием, отягчающим в бою, но малоэффективным. Поэтому, как пишет Сергей Монетчиков в статье «Арсенал: "Три богатыря", или новые боевые пистолеты», в спецслужбах более широко применялся АПС — пистолет Стечкина, обладающий большей огневой мощью, пробивной силой и боевой эффективностью. В начале 90-х гг. прошлого века он был заменен еще более эффективным в плане пробивного действия СР-1 — самозарядным пистолетом Сердюкова.