Солженицын далеко не сразу стал сторонником консервативных православных ценностей. Примечательно, что в годы своей юности он наоборот был человеком подчеркнуто левых взглядов и изначально критиковал сталинизм именно с позиции последовательного сторонника Ленина. Впрочем, ряд ученых считает, что он мог использовать такую риторику исключительно для достижения своих личных целей.
Солженицын на войне
В молодости Солженицын и не помышлял о литературном творчестве, его волновал, преимущественно, мир цифр и алгебраических упражнений. Молодой человек с отличием окончил математический факультет Ростовского государственного университете, планировал поступить в аспирантуру и связать свою жизнь с наукой.
Но в планы вмешалась война. Солженицын отправился осваивать артиллерийское ремесло в военное училище, а с 1942 года оказался на фронте.
Ему пришлось сражаться в Брянской области, под Орлом, в Восточной Пруссии. Молодой артиллерист хорошо проявил себя в боях, а поэтому уже к 1944 году он получил звание капитана. За участие в боях его наградили орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени.
Но в скором времени военная карьера Солженицына неожиданно прервалась. Виной тому стала личная переписка на политические темы, которую он завел с одним своим фронтовым приятелем.
Письма Солженицына
В своих письмах он активно ругал Сталина. Но с непривычных позиций. Тогда Солженицын еще не пришел к православным консервативным ценностям, а критиковал сталинский СССР “слева”.
Молодой капитан думал, что Сталин чересчур далеко отошел от ленинской модели построения социализма, а страна при нем фактически заново вернулась в эпоху крепостничества. Все эти мысли в переписке преподносились в откровенной манере и с обилием ругани. Единственное — Солженицын нигде напрямую не использует имени Сталина, а заменяет его на обидные прозвища, такие как “пахан” или “боров”.
Разумеется, за такие высказывания он в скором времени был арестован, лишен офицерского звания и всех наград. После чего последовали 8 долгих лет лагерей.
Именно в заключении у него произошло переосмысление жизненных ценностей, и он отказался от ленинизма в пользу более консервативных взглядов.
Многие историки задаются вопросом: это каким же надо быть наивным, чтобы вести такую переписку в военное время? Солженицын ведь явно не был человеком глупым, а потому не мог не понимать, что на фронте вся частная переписка прочитывается сотрудниками компетентных органов.
И есть вполне обоснованное мнение, что он хорошо отдавал себе отчет в своих действиях, а переписку намеренно вел настолько беспечно. Некоторые историки думают, что это поведение в чем-то равносильно самострелу. Капитану Солженицыну надоело воевать и он решил, что уж лучше он отправится в тюрьму, чем останется на фронте.
Почему же Солженицын пошел на такой экстремальный шаг именно в самом конце войны, когда победа над Германией стала почти очевидной? Есть мнение, что он не верил в скорое прекращение боевых действий. Солженицын считал, что после поражения Гитлера бывшие союзники сразу же перессорятся между собой и произойдет новый виток насилия, который приведет к куда более страшным последствиям. Он думал, что после победы над Гитлером Советский Союз объявит войну союзникам и война разгорится с новой силой. И решил спастись от войны в тюрьме.