Брестская крепость стала символом несгибаемой воли и патриотизма советских солдат. Элитные войска вермахта не планировали потратить на ее захват более 8 часов, однако красноармейцы сопротивлялись полных восемь дней. Сколько времени потребовалось нашим солдатам, чтобы отбить город у немецких агрессоров?
Не отступать, не сдаваться
Одной из первых на пути нацистского нашествия стояла Брестская крепость, не имевшая важного стратегического назначения и планировавшаяся к быстрому захвату. За ее стенами жило всего 300 семей, а на 22 июня 1941 года из-за военных учений на территории осталось не более 8 тысяч человек. Среди защитников крепости были белорусы и грузины, осетины и калмыки, украинцы и татары, а также узбеки, чеченцы и, конечно, русские, которым предстояло остановить 19-тысячную группировку вермахта.
После штурма Бреста в самом начале начале Второй мировой в 1939 году немцы сохранили всю информацию о крепости, включая схемы и сведения о сильных и слабых сторонах, — пишет Р.В Алиев в работе «Штурм Брестской крепости». Открыв ранним утром артиллерийский огонь, немцы методично выкашивали защитников и продвигали вперед свою линию на 100 метров каждые 4 минуты. На сопротивление они не рассчитывали, а добравшись до госпиталя, прикладами добивали раненых.
Защитники заняли оборонительную позицию и стали отстреливать в первую очередь немецких офицеров. Не ожидавшие отпора, немцы в этой атаке потеряли половину отряда и вынуждены были отступить. Не имея связи с внешним миром и не видя общей картины происходящего, красноармейцы старались просто удерживать до последнего свои позиции в ожидании помощи. Наиболее ярко патриотизм защитников показывает надпись на стене: «умираю, но не сдаюсь», обнаруженная после освобождения крепости.
Атаки и артобстрелы нацисты подкрепляли психологическим давлением, непрерывно разбрасывая листовки с обещаниями новой жизни и гуманного отношения к сдавшимся. Но крепость не сдавалась вплоть до 29 июня, когда на помощь агрессорам подоспела авиация, сбросив 1800-килограммовую бомбу, буквально расплавившую стены, защищавшие красноармейцев. После 8 дней беспощадных атак немцы захватили в плен лишь 400 человек, — резюмирует И.Б. Мощанский в книге «Трагедия Брестской крепости».
Освобождение Бреста
Вернуть обратно крепость удалось лишь в 1944 году в ходе Люблинско-Брестской операции под руководством маршала Константина Рокоссовского. Предполагалось произвести серию концентрированных ударов в обход укрепленного Брестского района, чтобы разбить немецкие группировки в Бресте и Люблине и выйти на Варшаву.
В мемуарах подполковника А.В. Залевского «160-я Брестская» показано, насколько плотно усеян был укрепрайон дотами, дзотами, минными полями и проволочными заграждениями. Самым серьезным препятствием Залевский назвал фортовую линию Брестской крепости, состоявшую из сплошного вала железобетонных укреплений для длительной круговой обороны. К 24 июля красноармейцам удалось взять Брест в полукольцо, преодолеть оборонительную линию и образовать локальный «котел». Каждый метр освобождаемой земли давался огромной ценой, когда противники безжалостно добивали друг друга в рукопашных схватках.
Начатая 18 июля, операция достигла апогея 27 июля, когда германские атаки следовали одна за другой, поддерживаемые авиацией. Генерал-майор Александр Пыльцын в воспоминаниях «Штрафной удар» пишет, что только мужество помогло красноармейцам выстоять и 30 июля войти в павшую цитадель, испещренную воронками от взрывов. Город представлял собой одно большое пепелище.
В 1941 году жалкая горстка солдат 8 дней яростно обороняла крепость от превосходящих сил врага. А через 3 года мощная армия вермахта не смогла и двух дней удерживать Брест от красноармейцев, умиравших, но не сдававшихся.
автору стоило бы почитать боевой отчет BA-MA, RH 20-4/192 (архивный фонд 4-й Армии вермахта) 45 гренадерской дивизии от 8 июля 1941г прежде чем фантазировать о количестве взятых немцами пленных коих было взято: 101 офицер, и 7.122 солдата
45-я дивизия выполнила поставленные перед нею задачи.
Потери были тяжёлыми, они составили: убитыми и пропавшими без вести 32 офицера и 421 yнтeр-офицер и солдат, ранеными 31 офицер и 637 унтер-офицеров и солдат…
Подпись — командир дивизии ген. Шлипер
Из-за таких предателей, как ты, Союз и профукали. Ехал бы ты, хлопчик, к своим хозяевам на запад и не мешал нам жить своими фантазиями.