История русской кухни — это не только рецепты блинов и щей, но и длинный список строгих запретов. Некоторые из них уходили корнями в языческую древность, другие были навязаны христианскими канонами, а третьи диктовались суровой государственной логикой. Нарушение этих табу могло обернуться как церковным покаянием, так и смертной казнью.
От «звериного образа» до христианских канонов
Ещё в «Повести временных лет» летописец, противопоставляя «благочестивых» полян «диким» древлянам, клеймит последних за то, что они «ядяху все нечисто». Эта оппозиция «чистого» и «нечистого» стала краеугольным камнем пищевых традиций. С принятием христианства список запретов структурировался согласно церковным правилам.
Под строгий запрет попали:
«Удавленина» и падаль (мясо задушенных в силках или умерших своей смертью животных).
Кровь и кровяная колбаса, так как, согласно Писанию, «душа всякого тела есть кровь его».
Целый ряд животных, считавшихся «нечистыми»: зайцы, бобры, конина, а также все «морские гады» — раки, креветки, моллюски и бесчешуйчатая рыба (осетры, сомы).
Особенно рьяно этих правил придерживались старообрядцы. Для них греховными были не только конкретные продукты, но и сама «суета мирская». В «Красном уставе» осуждались чай, кофе, шоколад и сахар как «сладострастная чума». Появление кофе при Петре I лишь укрепило староверов в мысли, что царь — Антихрист, породив поговорку: «Кофин пить — налагать ков на Христа».
Смертный грех: почему за телятину могли сжечь
Самым шокирующим для иностранцев был запрет на телятину. Француз на русской службе Жак Маржере с удивлением отмечал, что в России «совсем не едят телятины». Убийство телёнка каралось жестоко — вплоть до смертной казни.
Известен случай времён Ивана Грозного, описанный шведским дипломатом Петреем де Ерлезундой. Строители города Орёл, доведённые голодом до каннибализма, были помилованы царём. А вот тех, кто, не выдержав ужаса, заколол и съел телёнка, Иван IV приказал сжечь заживо.
Предки Ленина: какие факты о них скрывала советская власть
Почему именно телятина? На этот счет существует несколько версий. Первая – забота о молодняке скота, ведь гораздо выгоднее иметь несколько взрослых коров и получать от них молоко, чем только один раз поесть мяса. Вторая имеет более религиозную подоплёку – теленок пьет молоко коровы, а по ветхозаветным догмам нельзя употреблять мясо вместе с молоком. Со временем это изначально экономически целесообразное, а затем и религиозное правило превратилось в строгое табу.
В правление царя Михаила Федоровича табак, привезенный почти столетие назад, попал под особую опалу. Хоть и не являющийся пищевым продуктом, он считался «разорительным зельем» и его употребление и выращивание наказывалось очень строго – ссылка в Сибирь, удары плетью и вырезание ноздрей. После большого пожара в Москве в 1634 году «зелие табачища» было проклято патриархом, т.к. причиной катастрофы горожане посчитали неосторожность курильщиков.
Правила Нового Времени
Но в истории России бывало такое, когда государство специально вводило в рацион определенные продукты, внушавшие простому народу суеверный страх. Так, в 1765 году, в правление Екатерины II, Сенатом был издан указ о «разведении земляных яблоков» — картофеля. Поначалу люди категорически отказывались от нового продукта из-за частых смертельных отравлений. Причина была в том, что крестьяне по незнанию ели плоды и зеленые клубни, содержащие ядовитое вещество соланин.
Та же история случилась и с помидорами. Изначально этот овощ считался ядовитым и выращивался исключительно в декоративных целях. В 1780 году Екатерине II из Италии была отправлена партия лучших фруктов, в число которых входили и помидоры, называемые тогда «яблоками любви». Необычные плоды так понравились императрице, что она приказала регулярно доставлять их к своему столу.
В истории России были и ужасные годы голода, и обильные урожаи, и новые законы, навсегда изменившие облик страны. Многие запреты прошлого оказались вытеснены из памяти народа. Огромные осетры, икра и зайчатина в числе других роскошных блюд подавались на царский стол, запретная телятина в XVIII веке прочно вошла в жизнь высшего света Российской империи, а некогда удивлявший крестьян чай стал считаться «народным напитком». В наше время традиции прошлого сохранились только при соблюдении постов и религиозных праздников.
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
А исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека.» (Мф. 15:18)

