14/12/20

Зачем Александр Руцкой хотел бомбить столицу Грузии

Истории известны многочисленные примеры междоусобных распрей, когда друг с другом воюют близкие и, казалось бы, родственные народы. Зачастую в подобные конфликты вмешивается третья, более сильная сторона-арбитр. В таком случае конфликт может быть как резко пресечен, так и напротив, распален еще больше. Благо, в 1992 году глобальной грузино-южноосетинской бойни совместными усилиями удалось избежать.

Начало и развитие вооруженного конфликта

Южноосетинская война 1991-1992 годов уходит корнями в 1988 год. На волне роста грузинских националистических настроений политическую силу стал набирать Звиад Гамсахурдия. К тому моменту он уже был видной фигурой диссидентского движения и его даже выдвигали на Нобелевскую премию Мира 1978 года.

С лета 1988 года грузинские националисты под руководством Гамсахурдии добивались отмены автономий Абхазии и Южной Осетии. С марта 1989 года политическая ситуация в Грузии стала поистине угрожающей. Гамсахурдия и его подельники организовали в Тбилиси бессрочный митинг, на котором намеревались добиться своих целей

4 апреля 1989 года абхазы заявили о своем намерении выйти из состава Грузинской ССР. 9 апреля националистический митинг удалось разогнать, но маховик, тем не менее, был уже раскручен.

23 ноября 1989 года грузинские националисты попытались провести масштабный захватнический митинг в Цхинвали – и с этой целью они стянули сюда около 50 тысяч человек. Правда, колонна «митингующих» была остановлена на въезде в город.

20 сентября 1990 года была провозглашена Республика Южная Осетия, на что Гамсахурдия не смог взирать равнодушно. Уже в январе-апреле 1991 года он направил на новоиспеченную территорию военные формирования, подчиненные различным грузинским политическим и клановым силам.

В январе 1992 года Гамсахурдия был свергнут – и казалось, что конфликт вот-вот прекратится. Стали даже обсуждать возможность проведения референдума о вхождении Южной Осетии в состав Российской Федерации, причем большинство населения Республики высказалось за вхождение. Однако весной 1992 года боевые действия возобновились.

К середине июня 1992 года грузинские военные вплотную подошли к Цхинвали.

Деятельность Александра Руцкого на грузино-южноосетинском направлении

Решение о вводе войск на территорию другой страны должен принимать глава государства. Но так вышло, что в период эскалации противостояния Борис Ельцин убыл с первым государственным визитом в США – и никаких указаний по поводу разрешения конфликта не оставил. В дело пришлось «включиться» второму лицу в стране.

В июне 1992 года Вице-президент Российской Федерации, генерал-майор и Герой Советского Союза Александр Руцкой отдал приказ о нанесении авиационных ударов по группировкам, пробиравшимся к южноосетинской столице. Руцкой также позвонил грузинскому президенту Эдуарду Шеварднадзе. Разговор вышел напряженным: советский командующий пригрозил в довесок еще и бомбардировкой Тбилиси – в том случае, если грузинская агрессия не будет остановлена немедленно.

Впоследствии генерал не пожалел о своем решении. «Никому не дано право убивать людей, и есть политическое понятие – «принуждение к миру». Поэтому не надо миндальничать», – позже заявил Руцкой в одном из интервью. Более того, он уверен, что тогдашнее советское руководство проявило нерешительность. По мнению политика, применять силу к Грузии надо было сразу, как только началась бойня.

Ситуация накалилась до предела – и понадобилось как можно скорее ее остудить. Инициаторами примирения выступили Ельцин и Шеварднадзе.

Итоги конфликта

24 июня 1992 года в Сочи в гостиничном комплексе «Дагомыс» руководители  России, Грузии, Южной Осетии и Северной Осетии подписали соглашения, остановившие кровопролитие.

В ходе грузино-южноосетинского противостояния был создан прецедент ввода смешанных миротворческих вооруженных сил разных стран в зону конфликта на постсоветском пространстве.

По Сочинским соглашениям, предусматривалось прекращение огня и вывод войск из зоны конфликта. Формально война между сторонами «замораживалась» на неопределенный срок, хотя практическое выполнение данной стратегии до сих пор вызывает вопросы. В Южную Осетию ввели четырехсторонние миротворческие силы. Была создана Смешанная контрольная комиссия, или СКК, в компетенцию которой входил надзор за реальным прекращением огня и решением насущных бытовых вопросов на территории недавних боевых действий.

Россия, по соглашениям, обязалась вывести из Цхинвала и его окрестностей вертолетный и инженерно-саперный полки, дислоцированные там со времен СССР и входившие в российскую юрисдикцию.

Наконец, предусматривались положения, в соответствии с которыми стороны обязывались начать хозяйственное восстановление порушенного войной региона. Впоследствии Грузия «оскорбилась»  и саботировала данный пункт, сочтя его за выплату репараций.

9 июля 1992 года в зону конфликта с целью наведения порядка были введены миротворческие силы. Итогом 18-месячной войны в Южной Осетии стали 1000 убитых и 2500 раненых.

Пожар, быть может, крупнейшего кавказского конфликта в истории удалось потушить. Причем отделавшись относительно малыми жертвами.