18/09/21
АР

Зачем Хрущев в 1956 году хотел отдать Японии два острова

Как известно, мирный договор между нашей страной и Японией, несмотря на то, что война завершилась 75 лет назад полным разгромом Японии, до сих пор так и не подписан. И одной из причин этой ситуации является советско-японская декларация 1956 года. Она была призвана прекратить затянувшееся состояние войны между двумя странами и стать началом процесса подписания мирного договора. Но вышло иначе.

Спор о территориях

В результате победы над Японией в состав СССР вернулись Курильские острова и южная часть острова Сахалин. Этими землями Япония владела после поражения России в русско-японской войне.

В ходе Ялтинской конференции, которая состоялась в феврале 1945 года, Сталин пообещал участникам антигитлеровской коалиции, что СССР вступит в войну с Японией вскоре после разгрома Германии. США и Великобритания, в свою очередь, обещали признать принадлежащими СССР территории, отторгнутые Японией у России в 1905 году.

Япония, тем не менее, не смирилась с утратой четырех южнокурильских островов – Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи. Эти настроения подогревались извне, со стороны США, которые в период холодной войны всячески поддерживали антисоветские настроения в Японии. В самой Стране Восходящего солнца  существовали (и существуют по сей день) националистически настроенные партии и группировки, грезящие о возвращении «северных территорий» — именно так в Японии называют эти четыре острова Южных Курил.

Как СССР чуть не расстался двумя островами

«Забота» Соединенных Штатов о том, чтобы Япония вновь обрела утраченные в ходе войны острова, объясняется очень просто: США рассчитывали сохранить свое влияние на Японию и после войны, и разместить на ее территории — в непосредственной близости от границ СССР — как можно больше военных баз.

Тем не менее, и в СССР, и в Японии понимали ненормальность сложившейся ситуации: война завершилась уже 10 лет назад, а мирный договор между странами все еще не подписан. В 1955 году началась подготовка к переговорам о мире. Японская сторона выдвинула меморандум, в котором были следующие условия заключения мирного договора: возвращение домой японских военнопленных и осужденных военных преступников, урегулирование вопросов рыболовства в прилегающей к советскому Дальнему Востоку части Тихого океана, содействие вступлению Японии в ООН и т.д. Но главными пунктами было «решение территориального вопроса», то есть возвращение Японии Курильских островов (по-японски – «архипелаг Тисима») и южной части острова Сахалин (по-японски «остров Карафуто»).

Специалисты по международному праву (об этом можно прочесть в статье профессора Кошкина «Курильская уступка Хрущева») сейчас полагают, что Япония прекрасно отдавала себе отчет в том, что СССР никогда не согласится на возвращение своих территорий, отвоеванных у страны-агрессора. Однако, японское правительство рассчитывало на торг с СССР, возможность всячески затягивать и усложнять переговоры, выбивая себе новые уступки.

Наконец, Никита Хрущев решил совершить «прорыв» в переговорах, и все-таки заключить с Японией мирный договор. Для этого руководитель СССР был согласен пожертвовать двумя из южнокурильских островов – Шикотаном и Хабомаи. Японский дипломат Мацумото, которому впервые были озвучены эти предложения СССР, в своих воспоминаниях признается, что вначале он не поверил своим ушам. Возвращение даже лишь этих двух островов было бы огромным успехом для Японии. По большому счету, дальше Хабомаи и Шикотана никогда не шли самые смелые пожелания японских сторонников возврата «северных территорий». Необходимо отметить, что свое решение пожертвовать двумя островами Хрущев не согласовал с Верховным Советом. Коме того, оно вызвало недовольство и недоумение дипломатического корпуса СССР.

Тем не менее, в 1956 году в Москве была подписана совместная советско-японская декларация, прекращающая состояние войны между странами.

В соответствии с декларацией были восстановлены дипломатические отношения между Москвой и Токио, осуществлен возврат репатриированных лиц на родину, урегулированы вопросы рыболовства и т.п. Но самое главное – СССР обязывался передать Японии острова Хабомаи и Шикотан. Правда, не сразу, а как только будет подписан полноценный мирный договор.

Япония вела активный торг по поводу возвращения Итурупа и Кунашира, но на эти уступки Хрущев, к счастью, не пошел.

Как острова остались в СССР

СССР непременно лишился бы этих островов, за которые в двух войнах было пролито немало крови русских и советских людей, если бы не растущие аппетиты США.

Хрущев надеялся таким щедрым жестом добиться от Японии согласия на статус нейтральной державы, по типу Швейцарии. Однако, Соединенные Штаты весьма напористо потребовали от Японии продолжать добиваться возвращения Кунашира и Итурупа. В противном случае Америка пригрозила, что не вернет Японии оккупированный остров Окинава. Мирный договор подписан так и не был. В 1960 году Япония разрешила размещение американских военных баз на своей территории. В ответ СССР заявил, что вопрос о передаче Японии островов более не рассматривается, поскольку это приведет к расширению американского военного присутствия у берегов СССР.

Таким образом, вопрос с островами так и остался открытым на долгие годы. В настоящее время на островах Шикотан и Хабомаи практически нет гражданского населения. Там, в непосредственной близости от Японии, располагаются пограничные заставы и военные базы России.