01/01/26

Зачем на самом деле Крупская пыталась отравить Ленина

История смерти Владимира Ленина до сих пор окружена плотным клубком слухов и гипотез. Самый известный из них — версия об отравлении, выдвинутая Львом Троцким, который возлагал вину на Сталина. Однако в секретных записях и воспоминаниях фигурирует и другое, шокирующее имя — Надежда Крупская. Согласно этим свидетельствам, супруга вождя не только знала о его страшной просьбе, но и пыталась ее исполнить.

«Умереть, как Лафарги»

Здоровье Владимира Ильича стало резко ухудшаться с весны 1922 года. После первого, а затем и второго удара, приведших к частичному параличу и потере речи, 52-летний лидер оказался в ловушке беспомощного тела. Будучи человеком действия, для которого невозможность работать была хуже смерти, Ленин всерьез задумался о добровольном уходе.

Его этическую позицию проясняет эпизод, описанный Крупской. Ленин глубоко уважал поступок Поля Лафарга, видного французского марксиста, который в 1911 году вместе с женой принял яд, сочтя, что в старости он стал обузой для движения. «Если не можешь больше для партии работать, надо уметь посмотреть правде в глаза и умереть так, как Лафарги», — не раз говорил Ленин, чьи собственные идеи теперь предавала немощь.

Секретная записка: просьба о яде

Кульминацией этих мучений стал, предположительно, день 17 марта 1923 года. После третьего, самого тяжелого приступа, полностью лишившего Ленина речи и обездвижившего правую половину тела, он, по свидетельствам, в отчаянии потребовал у супруги яд.

Мужчины, которые берут фамилию супруги: что с ними не так

Об этом красноречиво говорит секретная записка Сталина, адресованная Зиновьеву и Каменеву. В ней генсек, ссылаясь на срочный вызов от Крупской, передает потрясающую информацию: «Ильич в «ужасном» состоянии… не хочет, не может дольше жить и требует яда, обязательно». Далее Сталин добавляет, что Крупская «пробовала дать яд, но «не хватило выдержки»» и теперь просит у него поддержки в этом страшном деле.

К Сталину за помощью

По словам самого Иосифа Виссарионовича, жена вождя потребовала «поддержки Сталина». Неясно, где Надежде Крупской удалось достать яд, и зачем, если он у нее уже был, она попросила Сталина снова «достать» его и передать Владимиру Ильичу. Однако при обращении к Сталину Крупская якобы настаивала на том, чтобы он не отказывал Ильичу в его последнем желании. И Сталин не отказал, заявив: «Прошу В. Ильича успокоиться и верить, что, когда нужно будет, я без колебаний исполню его требование».

Однако через несколько дней, 21 марта 1923 года, Сталин «вынужден был отказаться от этой миссии, как бы она ни была гуманна и необходима». О своем решении Иосиф Виссарионович сообщил членам Политбюро в письменном виде. Тем не менее слухи о том, что Сталин отравил Ленина стали распространяться сразу после смерти вождя пролетариата, в особенности в эмигрантских кругах. Одним из первых эту версию вынес на суд общественности Лев Троцкий, опубликовавший статью «Отравил ли Сталин Ленина?». Между тем, в качестве доказательства своих слов Троцкий опять-таки приводил высказывания самого Сталина на заседании Политбюро о просьбе Ильича достать для него яд. «Мучается старик» — в заключении добавил тогда Иосиф Виссарионович.