3 ноября 1941 года в захваченном фашистами Киеве прогремел сильный взрыв, в результате которого был разрушен центральный храм Киево-Печерской лавры — Успенский собор. От древней святыни, в усыпальнице которой покоились киевские князья и монахи, уцелел только алтарь, фрагмент восточной стены и два столба.
История Успенского собора
Многострадальный Успенский собор Киево-Печерской Лавры, иначе именуемый Великой Печерской Церковью, был воздвигнут по инициативе православного монаха Феодосия Печерского на средства великого князя Святослава Ярославовича в 1073 году. За три года мастера воздвигли собор, который стал образцом русского канонического храмостроительства, пленяющего глаз чёткостью линий и изысканностью формы.
За долгие годы своего существования это культовое сооружение не раз испытывало на себе гнев иноверцев, которые безжалостно разрушали его в надежде, что он больше не будет восстановлен. Но Успенский собор, как мифическая птица феникс, каждый раз восставал из руин, знаменуя торжество русского духа и православия.
Первым на него покусился половецкий хан Боняк в 1096 году, в 1230 году возрождённый Успенский собор пострадал от землетрясения, а спустя десятилетие он испытал на себе последствия монголо-татарского нашествия. Лишь в 1470 году усилиями князя Семёна Олельковича храм был отреставрирован, но в 1482 году его постигла очередная напасть в лице крымского хана Менгли-Гирея, который разграбил эту Божью обитель.
В 1718 году Успенский собор прошёл испытание огнём, но спустя 11 лет всё, что пострадало при пожаре, было реконструировано. 5 августа 1729 года обновлённый в стиле украинского барокко собор открыл свои двери для прихожан.
В 1926 году, после окончательного установления советской власти, внедрявшей в массы атеизм, Успенский собор вместе со всей Киево-Печерской лаврой был преобразован во Всеукраинский музейный городок, объединявший несколько музеев, библиотеки с ценными и раритетными изданиями, архивные фонды, реставрационные мастерские.
Во время Второй Мировой войны собор был взорван фашистами, но в 2000 году вновь отреставрирован.
Заметание следов преступления
Попавшая в 1941 году в руки фашистов Киево-Печерская лавра была тут же разграблена. Инициировал этот процесс и руководил им пропагандист Эрик Кох, занимавший должность рейхскомиссара Украины. Благодаря его стараниям из обители исчезли созданные из серебра царские врата, ризы, гробницы, литой престол из алтаря, а также Евангелия в драгоценных окладах, коллекция дорогих тканей.
В общей сложности из музея было вывезено свыше 2 тысяч драгоценных экспонатов, в том числе не обнаруженная по сей день древнейшая икона Печерской Богоматери, которая, собственно, и подарила название всему этому культовому комплексу.
Осуществив массовый грабеж, нацист Эрих Кох дал добро на подрыв Успенского собора. Этим актом он хотел убить сразу двух зайцев: во-первых, скрыть следы преступления, то есть кражи ценных предметов материальной и духовной культуры славян, а, во-вторых, ослабить национальное самосознание местных жителей.
Об этом упоминал в своих работах немецкий учёный Ф. Хайер, отмечавший, что взорвав Успенский собор – символ национальной гордости украинцев, фашисты преследовали цель лишить Украину идеологического центра и ликвидировать у населения само понятие этнического достояния, патриотизм и религиозные чувства.
Все действия нацистских чинов были направлены на предотвращение того, «…чтобы древние места религиозного культа становились местами паломничества и, следовательно, центрами движения за автономию».
В этом стремлении они руководствовались секретным приказом Адольфа Гитлера, который 9 октября 1941 был разослан командованию СС и полиции: «Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение».
Подрыв Успенского собора
В документальном романе Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» приводятся подтверждаемые не одним источником сведения о том, что 3 ноября 1941 года немецкие оккупанты зачистили от людей кварталы, примыкающие к Киево-Печерской лавре, а это территория между современными станциями метрополитена «Площадь Леси Украинки» и «Арсенальная».
Спустя считанные часы после эвакуации раздался взрыв, превративший в руины древнейший религиозный памятник архитектуры – Успенский собор, с кирпичными орнаментами, мозаиками и фресками Алипия Печерского (XI век), а также росписями Василия Верещагина (XIX век).
Взрыв на фотоплёнку
О том, что уничтожение собора было преднамеренным действием, красноречиво свидетельствует найденная в середине 1990-х годов фотоплёнка. На её кадрах, хранившихся в личном собрании в Оберхаузене и переправленных в Киев при активном участии доктора Вольфганга Айхведе, были запечатлены моменты до, во время и после взрыва Успенского собора.
Данное обстоятельство говорит о том, что фашисты заранее знали о часе детонации, и, чтобы получить эффектные снимки торжества своего варварства, отправили собственного оператора снимать это эпическое событие с понтонного моста, переброшенного через реку Днепр.
Эта серия снимков с немецкими солдатами, позирующими на фоне взрыва и развалин собора, является неопровержимым доказательством того, что данный акт вандализма совершили именно фашисты, а вовсе не отступавшие из города красноармейцы, которым нацистские пропагандисты хотели приписать это преступление.
Советские бойцы при оставлении Киева действительно заминировали много зданий, которые впоследствии были разминированы немецкими сапёрами, но сами они не организовывали никаких подрывов. А предположение, что бойцы Красной Армии могли заложить под Успенский собор радиоуправляемые мины, а позже взорвать их при помощи дистанционного сигнала из Воронежской области, не выдерживает критики. Дело в том, что источник питания подобных зарядов был рассчитан всего на 40 суток, если прибавить их к дате ухода из Киева красноармейцев, то выйдет, что крайний срок приведения их в действие выпадал на 28 октября, а взрыв, как известно, прогремел 3 ноября.
Версия о советском следе в разрушении Успенского собора выглядит ещё более нелепой на фоне откровений начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, министра вооружений Альберта Шпеера, офицера вермахта Фридриха Хейера и обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, однозначно указывавших, что подрыв святыни осуществили немцы.
Кощунство
Особого внимания заслуживает любопытная деталь – в качестве точки закладки заряда для разрушения Успенского собора фашисты избрали его левый клирос, как раз там, где находилось захоронение митрополита Петра (в миру Петра Могилы).
А всё объясняется тем, что этот церковный иерарх, живший в XVII веке, добился независимости православия от униатов, сделав его одним из столпов национального самосознания украинцев.