Штурм здания, в котором заседал правительственный орган фашисткой Германии, осуществлялся на завершающем этапе Берлинской наступательной операции с 28 апреля по 2 мая 1945 года. В массированной атаке участвовали 150-я и 171-я стрелковые дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта. Многие бойцы брали с собой на штурм Рейхстага красные флажки и тряпки. Но зачем это было нужно?
Рейхстаг представлял собой крепость
Рейхстаг был хорошо укреплен и его обороняли отборные части СС. Действующая в составе Первого Белорусского фронта 3 ударная армия под командованием генерал-полковника В. И. Кузнецова изначально не предназначалась для штурма центральной части Берлина. Однако в результате семидневных ожесточенных боев 28 апреля 1945 года именно она оказалась ближе всех к району Рейхстага. Пятитысячные вражеские соединения, хорошо укрепленные и приспособленные к долговременной обороне, представляли мощный узел сопротивления. Рейхстаг являл собой настоящую крепость. Окна и двери здания были заложены кирпичом, для ведения пулеметного огня в кладке имелись амбразуры. Первые двухдневные атаки не принесли желаемого результата. К тому же на защиту правительственного здания в центр Берлина прорывались две немецких армии, одна пехотная группировка и подразделения, сформированные из моряков. Советским солдатам необходимо было уничтожить противника и как можно быстрее захватить Рейхстаг. На прямую наводку к зданию были стянуты более 80 орудийных стволов. 30 апреля после массированной артиллерийской атаки на штурм здания отправились бойцы Первого Белорусского фронта.
Алое пятно как тактическое обозначение своих
Командир артиллерийского полка А. Н. Бессараб вспоминал, что и после начала наступления пехоты, его батареи производили обстрел укреплений здания. В пыли разрушений и суматохе сражений определить, чьи батальоны захватывают и удерживают ту или иную площадку, обычно очень трудно. Но понимание, где сейчас находятся свои, и какой из участков Рейхстага уже пройден и очищен, в данном случае у артиллеристов было. И все это благодаря тому, что бойцы Красной Армии брали с собой на штурм германского правительственного здания красные флажки или куски ткани алого цвета. Именно ими они обозначали занятые плацдармы и другие завоеванные укрепления. Офицер артиллерии В. М. Шатилов, один из участников ожесточенных боев за Рейхстаг, вспоминал: «…С моей позиции на четвертом этаже было видно, как разбросанные по площади фигуры людей поднимались, пробегали, падали, снова поднимались или же оставались недвижимыми. И все они стягивались, словно к двум полюсам магнита, к парадному входу и к юго-западному углу здания, за которым находился скрытый от моих глаз депутатский вход. Я увидел, как над ступенями у правой колонны вдруг зарделось алым пятнышком Знамя…»
Каждый стремился установить Красное Знамя
Современные россияне считают, что в ту весну 1945 года над Рейхстагом взвилось одно Красное знамя Победы, которое, как гласит история, утром 1 мая водрузили лейтенант А. П. Берест, сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария при поддержке автоматчиков роты. Все это так, но еще раньше, перед началом наступления на Берлин, Военный совет армии, в целях повышения наступательного порыва воинов, учредил 9 Красных знамен для водружения над Рейхстагом и вручил их стрелковым дивизиям. Более того, в расположениях Советских войск задолго до взятия Берлина появились плакаты, призывавшие каждого бойца самому водрузить свое Красное Знамя над логовом врага. Поэтому все солдаты стремились обзавестись кусками ткани, красного цвета или даже настоящими небольшими флагами, чтобы над каждой захваченной площадкой или лестницей оставить символ Победы. Этот важное решение командования позволило советским артиллеристам во время обстрела Рейхстага быстро составлять новые планы обстрела с указанием мест, на которых необходимо было сосредоточить огонь, потому что они еще не были отмечены красными пятнами. И такое грамотное ведение боя позволило быстрее осуществить захват стратегически и символически важного объекта противника, а также максимально снизить вероятность попадания под обстрел своих солдат.
Красные Знамена были видны и с воздуха
Днем 30 апреля, а также к утру 1 мая 1945 года над Рейхстагом развевалось не менее 9 Красных знамен и даже больше. Генерал-лейтенант авиации С. Н. Ромазанов вспоминал, что свой вклад в водружение Знамен Победы внесли и летчики-истребители: «…Самолеты заходят с северо-запада. Летчики видят впереди почерневшее от пожара здание рейхстага. Строй самолетов идет на него. Гвардии майор Малиновский подает команду: «Внимание, сбрасываю знамя!» Одно мгновение — и над Берлином развевается ярко-красное знамя с огненным словом: «Победа». С земли тысячи глаз с восторгом и трепетом устремлены на это полыхающее пламенем полотнище...» Победа Союза Советских Социалистических Республик над фашистской Германией ознаменовалась десятками алых пятен, реющих над черной, сгоревшей крышей Рейхстага.