Зачем немцы заставляли пленных красноармейцев полностью раздеваться

Почти в каждой книге, посвященной Великой Отечественной войне, можно встретить упоминания о том, что немцы заставляли своих пленников раздеваться, нередко донага. С какими же пленниками так поступали фашисты? А главное – для чего они это делали?

Военнопленные, мирные жители и узники

Сохранилось множество свидетельств, что во время Великой Отечественной войны немцы действительно принуждали своих пленников раздеваться. Чаще всего подобные требования со стороны гитлеровцев звучали перед расстрелом. Так, во время массовых расстрелов красноармейцев их заставляли снимать перед смертью одежду и складывать ее в кучи, после чего эта одежда не уничтожалась, а вывозилась куда-то на автомобилях. Аналогичным образом, как пишет в издании «Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии» З.И. Белуга, поступали немцы и с мирными жителями оккупированных территорий, которые подлежали уничтожению.

Раздеваться перед смертью принуждали и узников концлагерей, которых во многих случаях умерщвляли практически сразу после поступления. Так, Николаус Вахсман в своей книге «История нацистских концлагерей» пишет о том, что перед тем, как отправить обреченных в газовые камеры, надсмотрщики в обязательном порядке приказывали всем снять одежду. Поначалу, да и нередко позднее, если верить Максиму Соболеву, автору издания «Как это было», заключенных убеждали в том, что газовые камеры – это просто душевые комнаты, и именно подобными утверждениями обосновывались требования раздеться. Тем более, что нередко узников принуждали снимать даже нижнее белье.

Реализация предметов гардероба

По словам Александра Звягинцева, автора книги «Нюрнбергский набат», на территориях нацистских концлагерей имелись специальные склады для хранения одежды умерщвленных узников. Так, известно, что в Освенциме было построено 35 таких складов, 29 из которых немцы сожгли перед своим отступлением. Несмотря на то, что была уничтожена большая часть вещей, количество оставшейся одежды и обуви поражает. На шести уцелевших складах было обнаружено 348 820 комплектов мужской одежды и 836 255 – женской, а также 5 525 пар женской обуви и 38 000 пар мужской.

Одежду пленных красноармейцев, партизан и мирных жителей оккупированных территорий, которую немцы заставляли снимать перед расстрелами, как указано в сборнике документов «Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне» под редакцией С.В. Степашина, свозили в полицейские участки. Там предметы гардероба убитых немцы распределяли между собой, кое-что доставалось и полицаям. Однако чаще всего, как утверждал Роман Руденко, Генеральный прокурор СССР, который был главным обвинителем от Советского Союза на Нюрнбергском процессе, «после расправы  немцы собирали всю одежду убитых и торговали ею в своих магазинах».

Издевательства гитлеровцев

Впрочем, бывало, что одежду с военнопленных, мирных жителей оккупированных территорий и узников концлагерей немцы снимали не для использования по прямому назначению или для дальнейшей реализации. Иногда пленников лишали одежды для иных целей. Так, Ж.И. Алферов в своей книге «Наука и общество» упоминал о том, что гитлеровцы раздевали советских пленных донага перед погрузкой в поезда, которые отправлялись в лагеря. Это делалось с целью обнаружения у людей оружия. Однако чаще всего захватчики приказывали пленникам раздеться для того, чтобы поиздеваться над ними.

Таким же образом немецкие солдаты издевались и над мирными жителями. Андрей Сульдин на страницах своей книги «Оборона Севастополя. Полная хроника. 250 дней и ночей» приводит описание расправы над жителями деревни Варнутка. Там фашисты раздели донага старика, привязали его к дереву, а затем после пыток убили. В этой же деревне немцы казнили трех девушек, предварительно сорвав с них платья и подвергнув истязаниям. В селе Спас-Прогнани Боровского района гитлеровцы раздели священника. Иван Аристов в своей книге «Фронтовыми дорогами» писал об экзекуции, которую устроили немцы советским военнопленным: их раздели донага и заставили бежать сквозь строй. Пока они пробегали под улюлюканье палачей, их били палками.