Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова на встрече с прессой сообщила, что Россия обеспокоена активностью вооруженных сил коалиции государств во главе США на территории Сирии. Речь идет о постоянном увеличении военного присутствия США на территории Сирийской арабской республики, в особенности, в юго-восточных областях, в районе поселения Эт-Танф, куда прибывает тяжелая техника американцев.
В районе Эт-Танф США самопроизвольно создали военную базу, объявив территорию в 55 км вокруг своей зоной влияния. Как утверждают представители российского Генерального штаба, руководители американского военного ведомства не объясняют, с какой целью была создана эта база, что настораживает, в условиях, когда террористы практически разбиты.
Все эти события не могут не беспокоить руководство страны, так как происходят в условиях беспрецедентного давления на Россию, масштабных информационных атак и высылки дипломатов по всему миру. А главное, в тот момент, когда близится к завершению эпопея вокруг Восточной Гуты и у Сирии появляется шанс на мир.
Между «холодной» и «ледяной» войной
По всей видимости, США и не собираются как-то маскировать свои явные намерения: не допустить установления мира в Сирии, до тех пор, пока у власти в стране находится Башар Асад, а Россия и Иран наращивают свое влияние в регионе.
Штаты, в основном косвенно, но на определенном этапе и напрямую способствовали распространению и усилению ИГ* (запрещена на территории России). После прямого вмешательства России, США вынуждены были всерьез вести войну в Сирии и Ираке, по всей видимости, чтобы не допустить серьезного усиления влияния других держав в регионе.
США совершенно явно взяли под контроль, напрямую или через союзников, тех же курдов, а также зачастую богатые ресурсами районы Сирии. Западная коалиция открыто защищала боевиков в Восточной Гуте, а по некоторым данным, и стояла за многими из них.
Целью этой активности было и остается добить Асада и выбить Россию и Иран из региона, или хотя бы сохранить ключевые позиции и наиболее «лакомые куски», не допустив возрождения единой Сирии, оставив за собой возможность возобновления войны в будущем.
Сообщения о создании новых «освободительных группировок» антиасадовской направленности, на основе кадрового состава ИГ*, тренируемых американскими специалистами, как и сообщения об усилении военного присутствия США в районе Эт-Танф, вполне вписываются в общую канву американской политики.
США ни в коем случае не уйдут из региона, а неудачи в Восточной Гуте будут компенсировать на других направлениях. Особенно в условиях практически тотальной информационной, политической и дипломатической войны, которая была развязана против России.
По некоторым параметрам, отношения между США, Великобританией и их ключевыми союзниками с Россией, по своему накалу превысили то, что было в годы «холодной войны». Это уже не «холодная», а «ледяная» война, на которой Сирия является одним из важнейших фронтов.
Уйти или остаться
Достаточно странно на этом фоне смотрятся заявления президента Трампа, сделанные в тот же день, когда представители нашего МИДа выразили беспокойство наращиванием вооруженного присутствия США в Сирии. В ходе выступления в Ричфилде, Огайо, президент Трамп сообщил о том, что войска США, завершив разгром оставшихся групп террористов ИГ* в Сирии, могут скоро покинуть эту страну.
Учитывая, что заявление было сделано для американской аудитории и сорвало аплодисменты собравшихся, можно расценивать его как образец типичного популизма: для электората, который, не желает каких-либо новых войн, а хочет поскорее увидеть завершения уже начатых, нужно говорить именно это.
Но возможно, президент Трамп и не лгал. Кто сказал, что для того, чтобы создавать проблемы Асаду и оставаться в Сирии, американским войскам нужно непосредственно присутствовать на территории этой ближневосточной страны?
Создавая военную инфраструктуру для боевиков, взращивая новые группировки «оппозиции», например, «Новую сирийскую армию», которая, как известно представителям российского Минобороны тренируется американскими специалистами и комплектуется из бывших боевиков ИГ, американцы смогут сохранить свое присутствие в Сирии, действуя чужими руками.
Трамп весьма прагматичен и в той же речи о возможном выводе войск указал, что на Ближнем Востоке его предшественники потратили 7 триллионов долларов, тогда как его собственный, достаточно масштабный, инфраструктурный план для США оценивается лишь в 1,5 млрд долларов.
Для такого экономического прагматика как Трамп, идея остановить этот поток денег «в никуда» и переложить груз решения американских геополитических проблем на «пушечное мясо» из бывших боевиков, будет весьма привлекательной и логичной.
Тот самый Эт-Танф, куда сейчас прибывают новые эшелоны тяжелой техники, фигурировал в сообщениях конца прошлого-начала этого года о создании «Новой сирийской армии».
Вполне вероятно, рано или поздно США скорее всего выведут свои войска из Сирии (хотя не факт, что они не оставят одну или даже несколько военных баз). Но сделают они это, когда тренировка и оснащение новой «сирийской оппозиции» завершится.
В таком случае, уйдя из Сирии, США ещё на несколько лет могут создать большие проблемы для Асада, России и Ирана, оставляя для себя пространство дипломатического и политического маневра, как это мы наблюдали в случае с Восточной Гутой.
Если вооруженные силы Сирии в союзе с российскими ВКС и иранскими подразделениями будут развивать успех в борьбе с этими группировками «оппозиции», то страны западной коалиции вновь будут закатывать истерики в ООН и бряцать оружием, а при необходимости, не побрезгуют и вернуться в Сирию напрямую.
*Террористическая организация, запрещенная на территории России