Целесообразность этого похода гитлеровского крейсера «Комет», за год до начала Великой Отечественной войны, до сих пор вызывает споры у отечественных историков. Однако исторически доказана договоренность между Германией и СССР о разграничении действий флотов на данном участке Северного морского пути.
Почему немцев туда допустили
По мнению кандидата исторических наук, военного историка, капитана первого ранга Виталия Доценко, немецкий крейсер «Комет», выдвинувшийся для боевых действий против британского флота, на самом деле совершал сугубо разведывательный рейд по отслеживанию маршрутов судов в Советской Арктике, а также сбору информации по ледовому режиму и навигационному оборудованию советского ВМФ.
Наркома ВМФ СССР Николая Кузнецова, судя по его докладной записке, первоначально даже не информировали. Капитан первого ранга ВМФ нацистской Германии Роберт Эйссен так обозначил позицию на советском участке Севморпути гитлеровского военного корабля «Комет», замаскированного под пароход (это обращение было опубликовано в 1940 году в том числе и в советских газетах): он, Эйссен, готов выполнить все требования советского командования по поводу нахождения судна «Комет» в Беринговом проливе.
На самом деле немцы, как считал капитан первого ранга Виталий Доценко, не очень-то и считалась с мнением правительства СССР по поводу нахождения своего корабля на Севморпути. Доценко полагает, что со стороны гитлеровцев изначально планировалась и хорошо подготавливалась разведывательная акция – капитан Эйссен знал Севморпуть еще по Первой мировой войне, да и в 30-е годы в этих водах он занимался гидрологическими работами.
Им просто позволили
Судя материалам, которые опубликовал в «Новом военном обозрении», основываясь на сведениях архивов ФСБ России, Александр Черепков, Северный морской путь рейдом крейсера «Комет» был изучен немцами, и сделали это гитлеровцы вполне официально.
Немцам дали «зеленый свет» на прохождение 28 судов с соевыми бобами по Северному морскому пути в феврале 1940 года в результате двусторонних переговоров в Наркомате внешней торговли СССР. Впоследствии количество этих судов снизили до двух, которые должны были проследовать по обозначенному маршруту в условиях строжайшей секретности.
В итоге летом 1940 года германский крейсер «Комет» в сопровождении трех советских ледоколов начал свой путь к Берингову проливу. Сотрудники НКВД доносили в центр, что многие моряки с наших ледоколов не верят в то, что этот рейс у немцев несет коммерческий характер. Чекисты осматривали крейсер, замаскированный под пароход, и доложили: судно с двумястами членами экипажа (все – военные моряки) имеет солидный запас артиллерийских снарядов, торпед для подводных лодок, его вооружение скрыто в трюмах. «Комет» был оборудован самыми современными навигационными приборами и «прекрасной радиостанцией», которую круглосуточно обслуживали 6 радистов. Как отмечали сотрудники НКВД, вся нацистская техника на «Комете» по качеству превосходила советские аналоги. И капитан, и его подчиненные, судя по докладам во время рейда, сильно пили и в состоянии опьянения сетовали на ненужность этого похода – «скоро война, а мы занимаемся ерундой».
Тем не менее, в течение всего рейда по Севморпути с «Комета» проводилась фотосъемка, в том числе, на островах, куда гитлеровские моряки высаживались, немцы промеряли глубины, изучая тем самым навигационные условия.
Начальник Главсевморпути Иван Папанин, после окончательного и официального осознания реальной цели немцев, в августе 1940 года радировал руководителю гитлеровской экспедиции вернуть «Комет» обратно. Однако немцы отказались это сделать, сославшись на то, что они подчиняются только своему правительству.
В начале сентября сопровождающие «Комет» советские суда оставили крейсер, и он исчез в неизвестном направлении в районе Певека (Восточно-Сибирское море), его путь на восток в СССР проследить так и не смогли. В документах НКВД отмечено, что данной ситуацией был весьма недоволен министр иностранных дел Вячеслав Молотов.
Тем временем «Комет», покинувший территориальные воды СССР, «потопил много английских судов в Тихом и Индийском океанах». Так говорилось о некоем (не называемом) немецком рейде в газете «Правда». В заметке не упоминалось о том, каким образом судно могло там оказаться, минуя советскую акваторию (эти нюансы незамедлительно разъяснила английская пресса, сообщив о проходе «Комета» через территориальные воды СССР).
... «Комет» в первые два года Великой Отечественной войны успешно воевал в Индийском океане против английского флота. В октябре 1942 года этот крейсер был потоплен английским миноносцем.