СССР и США во Второй мировой войне были союзниками, но только на одном из двух фронтов. До окончательного разгрома Германии Советский Союз придерживался строго нейтралитета в отношении Японии.
Рейд Дулиттла
В США были очень расстроены налётом японской авиации на Пёрл-Харбор. Считалось, что больше всего задета честь ВВС США. Лично президент Рузвельт принял решение совершить, так сказать, моральную месть японцам – показать, что американские самолёты могут достать территорию Японской империи, что Япония уязвима. Это чисто политическое действие не имело никакого военного обоснования – американцы могли потерять, кроме машин, ценные лётные кадры, что и произошло.
Для налёта, который, в силу малочисленности, не мог нанести заметного вреда Японии, было подготовлено 16 бомбардировщиков В-25. Им предстояло взлетать с палубы авианосцев. Чтобы они могли взлететь, их заправили по минимуму – так, чтобы они, отбомбившись, могли сесть в Китае на территории, контролируемой войсками Чан Кайши.
Рейд, которым командовал (лично пилотируя один из самолётов) подполковник Джеймс Дулиттл, героизирован в США. На самом деле, это была трагическая операция. Всем самолётам не хватило топлива. Экипажам 11 самолётов пришлось выброситься с парашютами. При этом восемь американцев попали в японский плен и трое из них были там убиты. Израсходовав всё топливо, при попытке совершить жёсткую посадку разбились ещё четыре самолёта. Из их экипажей трое погибли, семеро были ранены.
Зато президент Рузвельт бодро объявил журналистам, что американские самолёты бомбили саму Японию.
Почему в СССР их не ждали?
Экипаж одного В-25 под командованием капитана Эдварда Йорка, отбомбившись, не пошёл, однако, на Китай, а взял курс на Приморский край СССР. По бытовавшей долгие десятилетия версии, Йорк поступил вопреки приказу командования, но только по той причине, что его самолёт потерял слишком много топлива, пока выходил на цель. И теперь он никак не мог дотянуть до союзного Китая, но ему хватало бензина, чтобы совершить посадку на территории СССР.
Это было 18 апреля 1942 года. В-25, замеченный нашими истребителями и под их прицелами, совершил посадку на аэродроме Унаши Приморского края.
Если бы СССР дал разрешение всем американским самолётам после налёта на Токио совершить посадку на своей территории, то все 16 машин остались бы в целости и сохранности. Но Сталин официально отказал в этом. Потому почти всем американцам и пришлось лететь в Китай.
СССР и Япония скрупулёзно придерживались договора о нейтралитете, подписанного 13 апреля 1941 года. В особенности не нужен был новый фронт Советскому Союзу, который тогда, в 1942 году, вёл ещё смертельную, с неясным исходом, борьбу с Германией. Американские самолёты на Дальнем Востоке, залетевшие на территорию СССР, рассматривались не как союзные, и подлежали конфискации, а их экипажи – интернированию.
Так и пришлось поступить с капитаном Йорком и членами его экипажа: вторым пилотом – первым лейтенантом Робертом Эмменсом, штурманом – вторым лейтенантом Ноланом Херндоном, механиком – сержантом Теодором Лэбэном и стрелком – капралом Дэвидом Полом. Их отправили под арест сначала в Пензу, затем в Оханск Пермской области.
Правда штурмана Херндона
Только в 2007 году единственный оставшийся к тому времени в живых член того экипажа Нолан Херндон признался журналистам, что полёт их В-25 в сторону России был вызван секретным приказом командования. Это было то время, когда американское руководство всеми путями, в том числе провокациями, стремилось вовлечь СССР в войну с Японией. Прежде всего – чтобы получить базы для американских самолётов на Дальнем Востоке, с которых было бы удобнее бомбить Японию. Целью посадки в Приморском крае было вызвать дипломатические осложнения между Японией и СССР. О секретном приказе были осведомлены только первый пилот капитан Йорк и штурман Херндон.
Приказ был опасный – командование предупредило, что русские могут стрелять. Если бы этого не произошло, американское руководство восприняло бы это как сигнал: американским самолётам, в случае острой необходимости, можно совершать посадку на территории СССР. Правда, экипажи при этом могли оказаться интернированы. Но эту проблему казалось легко уладить дипломатически.
Посадка В-25 капитана Йорка открыла дорогу ещё нескольким подобным случаям.
«Побеги» интернированных
Пока капитан Йорк и его экипаж скучали в деревянном домике в Оханске, пережидая долгую уральскую зиму, наверху решался вопрос об их судьбе. Сталин не собирался держать американских лётчиков в СССР до конца войны. Весной 1943 года было решено перевести их в Ашхабад и инсценировать им «побег» через иранскую границу. Что и было исполнено. В мае 1943 года Йорк и члены его экипажа вернулись в США. А у Японии не было формальных претензий.
Итак, схема без нарушения нейтралитета была отработана. Американские самолёты садятся на Дальнем Востоке, интернированные экипажи отправляют в специально устроенный для них лагерь под Ташкентом, откуда в назначенное время та или иная группа заключённых совершает «побег» через границу. Особенно «урожайным» был день 12 сентября 1943 года, когда на аэродроме Елизово на Камчатке совершили вынужденную посадку сразу семь американских бомбардировщиков.
Советская сторона умудрилась так серьёзно обставить дело интернирования своих союзников, что их лагерь под Ташкентом даже посетили представители японского посольства в Москве и остались довольны таким соблюдением договора о нейтралитете.
Самолёты доставались нашим как трофеи
Была одна немаловажная деталь в интернировании – все совершившие вынужденную посадку американские самолёты становились собственностью СССР. Так наша страна ознакомилась с конструкцией лучших в то время бомбардировщиков. Самой прекрасной «добычей» оказались, конечно, «летающие крепости» В-29.
29 июля 1944 года первая такая «летающая крепость» совершила вынужденную посадку на территории СССР – на аэродроме Центральная-Угловая. Экипаж, пока его не задержали, разбил приборное оборудование. 20 августа ещё один В-29 разбился, врезавшись в сопку, экипаж выбросился на парашютах. В ноябре 1944 года два повреждённых В-29 достались Советскому Союзу.
Три самолёта восстановили и до июня 1945 года испытывали в авиации Дальневосточного фронта. С конца июня 1945 года два В-29 начали испытываться на Европейской территории СССР. Они стали прототипами самолётов, которые Сталин приказал построить сразу после войны – дальний бомбардировщик ТУ-4 (пошёл в серию) и пассажирский ТУ-70 (был построен единственный испытательный экземпляр).