02/07/21

Как Шпицберген едва не стал территорией СССР перед Великой Отечественной

События Второй мировой войны осложнили международное положение норвежского архипелага Шпицберген, на котором вели добычу угля советские горняки. Для защиты шахт в 1940 году в Москве рассматривался вариант полной оккупации островов силами Красной Армии.

«Занять архипелаг на всё время войны»

9 апреля 1940 года немцы начали операцию «Везерюбунг», в результате которой вся континентальная Норвегия оказалась под контролем Третьего Рейха. Между тем, принадлежавший Норвегии архипелаг Шпицберген входил в сферу интересов Советского Союза. С 1931 года здесь работал советский трест «Арктикуголь», добывавший «чёрное золото» для северных городов и военных баз СССР.

Уже в августе 1940 года советский консул в Осло Николай Кузнецов сообщил в Москву, что оккупанты «проявляют большой интерес к Шпицбергену».

Угрозу военного захвата островов немцами проанализировали в Отделе скандинавских стран Народного комиссариата иностранных дел. Отмечалось, что Шпицберген имеет не только экономическое, но и стратегическое значение. По оценкам советских дипломатов, страна, контролирующая архипелаг, способна была «закрыть» выход из Белого и Баренцева морей. В связи с этим заведующий Отделом скандинавских стран Павел Орлов выдвинул смелую инициативу. В записке заместителю наркома Соломону Лозовскому он предложил «занять архипелаг Свальбард частями Красной армии на всё время войны и период полной нормализации международных отношений».

В военном отношении красноармейцы вполне способны были провести такую операцию. Но, как отмечает мурманский историк Александр Порцель, высшее руководство страны не поддержало данную идею. Дело в том, что по условиям Парижского договора 1920 года, Шпицберген объявлялся демилитаризованной зоной. Оккупация архипелага могла вызвать протест со стороны Германии, так как это не было прописано в секретном приложении к Пакту Молотова-Риббентропа. Кроме того, королевство Норвегия находилось под защитой Великобритании, а король Хокон VII после изгнания из Осло проживал в Букингенском дворце в Лондоне. Поэтому Англия также могла выступить против советской оккупации.

Несостоявшееся вторжение

Несмотря на напряжённую внешнеполитическую повестку дня, Сталин не забывал о проблеме Шпицбергена. В ноябре 1940 года, накануне поездки Вячеслава Молотова в Берлин «отец народов» поручил ему обсудить вопрос о продолжении работы угольной концессии. Соответствующие договорённости с немецкой стороной в результате были достигнуты. Кроме того, против продолжения работы советских шахт не возражали ни премьер-коллаборационист Видкун Квислинг, ни британцы, ни норвежское правительство в изгнании. По сути дела, русские горняки спокойно трудились на территории оккупированной гитлеровцами страны вплоть до начала Великой Отечественной войны. Но с лета 1941 года ситуация на Шпицбергене осложнилась.

«Выгодное стратегическое расположение архипелага не могло не привлечь внимание воюющих сторон, – отмечает Александр Порцель. – Архипелаг мог стать той базой, откуда военно-морские силы и авиация смогут контролировать пути перевозок грузов в северных морях. Для Германии это были морские пути из Лиинахамари и Киркенеса, откуда на ее заводы поступал никель в течение всей войны».

В июле 1941 года генерал Филипп Голиков, прибывший для переговоров в Лондон, по поручению Сталина предложил британцам открыть совместный фронт на севере Европы, и, в частности, оккупировать Шпицберген. Тему десантной операции на Севере Сталин развил в письме Черчиллю. Договорённость о совместной защите архипелага от немцев силами русских и норвежских войск была достигнута и на переговорах с королевским министром иностранных дел Трюгве Хальвданом Ли.

Однако поражения Красной Армии на северных участках фронта сделали эти вопросы неактуальными. Будучи не в силах защитить советские посёлки Баренцбург, Грумант и Пирамида, власти СССР разработали план эвакуации. Тем не менее добыча угля на фактически вражеской территории продолжалась до 23 августа.

25 августа советские шахтёры погрузились на британский транспортный корабль «Королева Канады», сопровождаемый 12 эсминцами. 31 августа англичане благополучно доставили русских в Архангельск. А вскоре на Шпицбергене действительно высадились немцы.

В 1944 году Молотов предложил норвежцам изменить статус архипелага, сделав его советско-норвежским кондоминиумом. Однако этот проект не был реализован. В 1946 году начались восстановительные работы в разрушенных немцами советских посёлках Шпицбергена. Компания «Арктикуголь» ведёт добычу в Баренцбурге по сей день.