Летом 1939 года эти города не принадлежали независимой Литве. Однако после раздела Польши Сталин передал Литве Вильно с прилегающей областью. После окончания Великой Отечественной войны Сталин включил в Литовскую ССР также часть Восточной Пруссии, находившуюся на правом берегу Немана – город Мемель (Клайпеду).
Виленский вопрос
Когда в конце Первой мировой войны в Восточной Европе начался «парад суверенитетов», между Польшей и Литвой сразу вспыхнул спор за Вильно. Литва доказывала свои права, утверждая, что это древняя столица Великого княжества Литовского (ВКЛ). Польша мотивировала свои претензии тем фактом, что литовцы составляют там меньшинство, а ВКЛ никогда не было этнически литовским государством.
Аргументы поляков были справедливы. Правда, они забывали добавить, что славянское большинство населения Виленской области относилось к белорусам, да и государственным языком ВКЛ был древнерусский. Следовательно, именно белорусы имели наибольшее историческое право на обладание Вильно.
В ходе советско-польской войны 1919-1920 гг. Вильно дважды оказывался занят Красной Армией. Перед вторым его взятием в 1920 году Ленин решил договориться с буржуазным правительством Литвы, базировавшимся в Каунасе, о передаче ему Вильнюса, и отказался от советизации Литвы.
Когда осенью 1920 года Красная Армия потерпела поражение от Войска Польского, литовское правительство вступило в переговоры с Польшей о признании Виленского края в составе Литвы. Однако во время этих переговоров поляки оккупировали этот край и создали там марионеточное государство «Срединная Литва».
Два года между Литвой и Польшей при посредничестве Лиги Наций ещё велись переговоры о статусе Виленского края. Но в 1922 году Польша инициировала «выборы» в сейм «Срединной Литвы» и референдум о статусе этой территории. По их итогам было объявлено о присоединении Виленского края к Польше. В 1923 году Лига Наций узаконила этот акт.
Литва не признавала этот захват и отказывалась устанавливать с Польшей дипломатические отношения. В марте 1938 года польское правительство потребовало от Литвы соответствующего признания, угрожая войной и оккупацией всей страны. Лига Наций не вступилась за Литву, последней пришлось принять польский ультиматум.
Мемельский вопрос
Чтобы подсластить литовцам пилюлю, западные политики решили не откладывать решения вопроса о статусе Мемеля с прилегающим районом на правом берегу Немана, который в 1919 году был отторгнут от Германии. Там осуществлялся мандат Лиги Наций.
В 1923 году группа литовских националистов вторглась в Мемель с территории Литвы и явочным порядком объявила о присоединении города к Литовской Республике. Лига Наций санкционировала эту аннексию. Литва получила единственный крупный морской порт. Мнение проживавших там немцев было проигнорировано.
В марте 1939 года правительство Третьего рейха предъявило Литве ультиматум с требованием возвращения Германии Мемеля. Возможностей перечить Гитлеру, как годом раньше – Польше, у Литвы не было, требование было удовлетворено.
Советские подарки Литве
Итак, ни Вильнюс, ни Клайпеда не были в Литве, когда началась Вторая мировая война. 17 сентября 1939 года советские войска пересекли границы Польши, а через два дня Красная Армия вошла в Вильно.
Белорусское население с энтузиазмом встретило приход советских войск. Многие надеялись, что Виленский край будет присоединён к Белорусской ССР. В Вильно стали явочным порядком возникать белорусские школы, местные коммунисты объявили себя ячейкой КП Белоруссии и начали выпускать газету на белорусском языке. Но спустя месяц, 24 октября 1939 года, в Вильно вошли силы литовской полиции, а вскоре сюда переехало и правительство Литовской республики.
Ещё 10 октября 1939 года между СССР и Литвой был заключён договор о взаимопомощи. На его основании части Красной Армии получили несколько баз на литовской территории, но одновременно город Вильно и часть прилегающих земель были переданы под суверенитет Литвы. Правда, это были далеко не все территории, на которые претендовали буржуазные политики Литвы, но главное – древнюю столицу – они из рук советского вождя получили.
Летом 1940 года в Прибалтике произошла смена власти. Возникшие там советские республики были приняты в СССР. Но при этом некоторые районы, в 1939 году вошедшие в состав Белорусской ССР, были дополнительно переданы Литве. Литва, благодаря Сталину, получила в два приёма из состава довоенной Польши сначала 6909 кв.км территории с почти полумиллионом жителей, потом ещё 2637 кв.км.
Мемель был взят советскими войсками в ходе Великой Отечественной войны 28 января 1945 года. Ещё в 1944 году было объявлено, что этот город – Клайпеда – включается в состав Литовской ССР. Таким образом, Мемельский район был сразу отделён от Восточной Пруссии, северную часть которой предполагалось передать РСФСР.
Мотивы
Возникает вопрос, почему Сталин придавал такое значение национальным чувствам литовцев, что ради них ущемил такие же чувства белорусов, а потом лишил новую область РСФСР важного морского порта.
В 1939-1940 гг. советскому лидеру, видимо, было важно задобрить правящие круги Литвы в целях размещения там советских баз и подготовки к окончательному захвату этого государства. Уступка Вильно казалась приемлемой ценой для этого. В дальнейшем Сталин уже не стал отнимать отданную территорию, так как мог этим усилить недовольство своих новых литовских подданных.
В присоединении Мемельской области к Литве после войны решающую роль, скорее всего, сыграли обстоятельства глобальной политики.
Ещё в августе 1944 года на конференции министров иностранных дел стран антифашистской коалиции в пригороде Вашингтона Думбартон-Оксе решались вопросы представительства великих держав в ООН. Тогда Молотов по поручению Сталина внёс предложение о том, чтобы каждая республика СССР имела право голоса в ООН. С этой целью, кстати, Сталин ещё в начале 1944 года наделил все союзные республики формальными атрибутами независимых государств – министерствами иностранных дел и министерствами обороны. Предложение Молотова было со смехом отвергнуто президентом США Франклином Рузвельтом, сказавшим, что в таком случае в ООН должны быть представлены все 48 штатов США.
На Ялтинской конференции «Большой Тройки» в феврале 1945 года Сталин смягчил своё пожелание, попросив, чтобы в ООН были включены две или три республики СССР, сильнее всего пострадавшие в войне. В качестве кандидатов, наряду с Украиной и Белоруссией, была названа и Литва. Таким образом, Сталину было важно подчеркнуть на международном уровне, что он воссоздаёт суверенную Литву в её довоенных границах.
По моей памяти, к Литве ещё прикупили кусочек у Германии в феврале 1941 года (тогда это была оккупированная немцами территория Польши).
И ещё немаловажное обстоятельство упущено: по секретному протоколу к пакту Риббентропа-Молотова Литва была включена в сферу интересов Германии. Потому немедленно после вторжения немцев в Польшу последовал дипломатический демарш: Германия предложила Литве подключиться к атаке на Польшу, как это сделала также обиженная поляками Словакия, и забрать Виленский край самостоятельно. Но не тут-то было — Литва секретный протокол не подписывала и имела собственное мнение на этот счёт. Вскоре советская разведка донесла из Каунаса, что правящие круги Литвы совсем не против принять Вильно в дар, но только от СССР, связываться с Германией не желают. Дальнейшие последствия уже известны.