Заключённые ГУЛАГа строили Беломорско-Балтийский канал, валили лес и работали на рудниках по всему Советскому Союзу. Однако мало кто знает, что Сталин посылал русских зэков в помощь Монголии – стране, которая долгое время считалась единственным официальным союзником СССР.
«Дружба» на костях
Монгольская народная республика находилась в орбите влияния большевиков с 1921 года, и СССР активно помогал развивать экономику «второй в мире социалистической страны». Ещё в 30-х годах при посредстве советской стороны в Монголии появились первые железные дороги. Их строительство прервалось на период Великой Отечественной войны, но возобновилось сразу после её завершения. Работы велись Главным управлением лагерей железнодорожного строительства – одним из «филиалов» ГУЛАГа.
«Символом послевоенного сотрудничества СССР и МНР явилась Улан-Баторская железная дорога (УБЖД), при строительстве которой монгольская земля была обильно полита кровью тысяч советских заключённых», — отмечают исследователи Сергей Филин и Лувсанцэрэн Дугаржав.
45 тысяч зэков в 1946 году прокладывали железнодорожную ветку Сухэ-Батор – Улан-Батор. А в 1947-1949 годах буквально на костях спецконтингента СУ-505 в степи появился участок Наушки – Улан-Батор. Руководил строительством генерал-майор Фёдор Гвоздёвский. По некоторым данным, на прокладку «Дороги дружбы» было брошено 80 тысяч человек, в том числе 3 тысячи бывших «власовцев». Базировавшийся в районе города Сухэ-Батор исправительно-трудовой лагерь ГУЛЖДС также занимался эксплуатацией оловянных и вольфрамовых месторождений Монголии. Кроме того, зэки привлекались, например, к ремонту советского посольства в Улан-Баторе.
«Сайн-эры»
Жители центральных аймаков Монголии по сей день передают друг другу истории о «сайн-эрах» — беглых советских военных, обосновавшихся в лесах и горах. Судьбы некоторых из них выяснили местные журналисты. Например, в Монголии отбывал срок бывший снайпер 12-го гвардейского полка Сусаев, лишённый звания Героя Советского Союза. Наряду с многими советскими военнопленными он был причислен к Русской освободительной армии генерала Власова и осуждён. С 1948 года Сусаев работал на руднике Цэнхэрмандал, а через 2 года вместе с шестью другими зэками совершил побег. Несколько лет «власовец» скрывался от солдат и чекистов на горе Хуулий-хан. Местные жители прозвали Сусаева «Коричневоусым». Выманить беглеца из укрытия в 1954 году удалось чекистке Катерине, которая притворилась студенткой практиканткой. На открытой местности его ждали снайперские пули.
Другим «сайн-эром» был, как рассказывают монголы, экс-майор со странной фамилий Газель, который бежал с того же рудника. Ему удавалось скрываться как минимум до середины 1960-х годов.
Дорога на Пекин
Последним крупным монгольским проектом, в котором были задействованы советские заключённые, стала линия из Улан-Батора в Пекин. Спецконтингенту СУ-505 в 1952 году поручили провести подготовительные работы к сооружению этой дороги. Но уже в марте 1953 года, после смерти Сталина, «железнодорожное» управление ГУЛАГа было упразднено. Достраивать линию пришлось вольнонаёмным сотрудникам МПС, а также солдатам отдельной железнодорожной военно-строительной бригады.
Добавим также, что в указанные годы в МНР имелись и собственные исправительные лагеря, где тоже работали русские заключённые – потомки бежавших в Монголию казаков белого атамана Семёнова и других политически «неугодных» переселенцев дореволюционных и первых послереволюционных лет.