До сих пор, когда речь заходит о заградотрядах, дискуссия переходит на уровень эмоций. Сразу всплывают образы плохих синефуражечных энкавэдэшников, расстреливающих из пулеметов беззащитных отступающих солдат. Предлагаем уйти от затуманивающих разум эмоций и посмотреть на исторический аспект такого явления как «заградотряд».
Задняя шеренга
Вопреки тому, что многие считают появление заградотрядов приметой «злого XX века», подобные формирования существовали задолго до появления «злых чекистов» и даже огнестрельного оружия. Вульгарное понимание термина «заградотряд» - люди, стоящие в задних рядах наступающей части и расстреливающие тех, кто бежит. Такие воины были ещё во времена греческого историка Ксенофонта. В своем произведении IV века до нашей эры «Киропедия» историк писал о задней шеренге, в функцию которой входило: «ободрять тех, кто выполняет свой долг, сдерживать угрозами малодушных и карать смертью всех, кто вознамерится повернуть тыл, вселять в трусов больше страха, чем враги». По сути - заградотряд.
У того же Ксенофонта можно встретить и психологические зарисовки, в которых отношение к тем, кто во время боя поддается панике, достаточно однозначно: «Людская масса, когда она исполнена уверенности, вызывает неукротимое мужество, но если люди трусят, то чем больше их, тем более ужасному и паническому страху они поддаются». Здесь Ксенофонт определяет первейшую функцию задней шеренги - пресекать дезертирство на корню, когда ещё люди не поддались массовой панике.
Заградотряды применялись во всех крупных войнах. В первые годы Северной войны Пётр I ставил калмыков с пиками позади плохо обученных новобранцев. Во время русского похода Наполеон располагал пушки в тылу атакующих испанских частей.
Первая мировая
Первое массовое применение заградительных отрядов было в годы Первой мировой войны. Они были во всех армиях. Участник наступления 1917 года генерала Нивеля писал буквально следующее: «За спиной у русских солдат размещались многочисленные формирования французов, оснащенные артиллерией и готовые открыть огонь в случае, если русские дрогнут». В это время уровень дисциплины на Восточном фронте был предельно низок и использование заградотрядов было вынужденной мерой.
Писал о силовом подавлении массовой паники и генерал Врангель. В дрогнувшем в июле 1917 года Кавказском полку он использовал артиллерийский обстрел для подавления бегства солдат.
В приказе по 8-й армии генерала Брусилова от 15 июня 1915 года четко прописано: «Сзади нужно иметь особо надёжных людей и пулемёты, чтобы, если понадобится, заставить идти вперёд и слабодушных. Не следует задумываться перед поголовным расстрелом целых частей за попытку повернуть назад или, что ещё хуже, сдаться в плен».
При всем при этом надо сказать, что специальных заградительных отрядов в том виде, в котором они появились уже во время Гражданской войны, ещё не существовало. Охрана тылов, отлов дезертиров и другие функции, позже ставшие прерогативой заградотрядов возлагались на полевые жандармские эскадроны, там же, где существовали транспортные сети - на жандармские управления железных дорог.
Гибельная неустойчивость
В годы Гражданской войны заградительными отрядами, в первую очередь, назывались специальные формирования, охраняющие продовольствие, борющиеся с мародерством и дезертирством. Идеологом карательных заградительных отрядов Красной армии был Лев Троцкий. В своих воспоминаниях «Вокруг Октября» он писал о том, что он сам обосновывал Ленину необходимость создания заградотрядов: «Чтобы преодолеть эту гибельную неустойчивость, нам необходимы крепкие заградительные отряды из коммунистов и вообще боевиков. Надо заставить сражаться. Если ждать, пока мужик расчухается, пожалуй, поздно будет». Троцкий вообще отличался резкостью в суждениях: «До тех пор, пока, гордые своей техникой, злые бесхвостые обезьяны, именуемые людьми, будут строить армии и воевать, командование будет ставить солдат между возможной смертью впереди и неизбежной смертью позади».
Заградительные отряды были у «красных», и у «белых». Колчаковцы «мотивировали» наступление частей артиллерийским огнем; жесткие карательные меры по отношению к беглецам, применяемые атаманом Анненковым и вовсе были названы «белым большевизмом».
По мере усиления позиций Красной армии, укреплением дисциплины и боевой выучки солдат снижалась и необходимость в заградительных отрядах. Окончательное расформирование их прошло в 1921 году с введением НЭПа.
Ни шагу назад!
Со времен «хрущевской оттепели», когда начался пересмотр политики Сталина, заградотряды НКВД времен Великой Отечественной войны стали жупелом, на который принято ссылаться во время описания ужасов сталинизма.
В первую очередь, надо сказать, что заградотряд - понятие достаточно размытое. Были заградотряды армейские и заградительные отряды НКВД. Первые как раз занимались тем, что преграждали путь к отступлению, пресекали панику и имели предписание расстреливать паникеров на месте для поддержания дисциплины. Заградотряды НКВД работали в основном в тылу, обнаруживали мародеров и дезертиров, охраняли коммуникации, штабы, госпитали от порчи.
Образ заградотрядов, сформированный пропагандой в корне неверен. Это не были отряды «баловней судьбы», которые отсиживались в блиндажах за пулеметами, пока армия наступает. Заградительные отряды сражались бок о бок с регулярными войсками, при этом потери в них были весьма значительны. В одной Эстонии заградотряды потеряли 60 % своего личного состава. В окопах они не отсиживались. В НКВД постоянно шли письма о том, что заградительные отряды используются не по назначению, в 1942 году советское командование даже издало указ, в котором предписывалось запретить командирам отрядов вступать в бой вместе с воинскими частями.
Важно отметить и то,что практика использования заградительных отрядов была не только в Красной армии. У немцев они появились даже раньше и выполняли те же задачи. В своих мемуарах обер-лейтенант Курт Штайгер писал: «В зимний период наши военнослужащие страдали от страшных русских морозов. Боевой дух упал. Некоторые солдаты пытались под разными предлогами оставить находящиеся на передовой части. К примеру, симулировали тяжёлые обморожения. Поддержанию дисциплины во многом способствовали специальные части, которые по приказу командования задерживали таких солдат. Они имели очень широкие полномочия, в том числе и право на применение смертной казни без суда».
У меня один из дедов служил в загранотряде. Воевали как и все, в окружение попадали. Был ранен несколько раз. Думаю, в тылу такие ранения не получишь, только в боях.
Наступление генерала Нивеля в 17 году было на Западном фронте, именно поэтому у Русского корпуса оказались в тылу французские части.