17/06/20

Зачем Юрий Гагарин ездил в Троице-Сергиеву лавру

Когда речь заходит об отношении Юрия Гагарина к религии, обычно вспоминается  фраза Н. С. Хрущева, произнесенная на одном из пленумов ЦК, посвященном антирелигиозной пропаганде. Хрущев тогда сказал: «Ну что вы за Бога цепляетесь? Гагарин в космос летал и никакого Бога там не видел!». Эта реплика, что называется, «пошла в народ», ее стали повторять довольно часто, и даже приписали, в итоге, самому первому космонавту.

Но, разумеется, мысли и чувства Юрия Алексеевича по отношению к вере своих отцов были намного глубже.

Гагарин в Троице-Сергиевой лавре

Доцент Военно-воздушной академии имени Гагарина, полковник запаса ВВС Валентин Васильевич Петров, хорошо знавший первого космонавта и близко друживший с ним, рассказывал во многих интервью о том, как он с Гагариным ездил в Троице-Сергиеву лавру. Это было в 1964 году, когда Юрию Алексеевичу исполнилось 30 лет. По случаю своего тридцатилетия он и предложил друзьям – Николаю Копыльцову и Валентину Петрову – посетить лавру.

Летчики были не в форме, а в «гражданке», но это не спасло Гагарина от проявлений народной любви. Его сразу окружили и стали наперебой просить автографы, задавать вопросы. Как вспоминает Валентин Петров, вскоре появился отец наместник монастыря. Он пригласил Гагарина и его друзей к себе, но первый космонавт пожелал сначала поклониться мощам преподобного Сергия. В келье наместника нежданных, но дорогих гостей ожидало скромное угощение. Гагарин подарил наместнику лавры свою фотографию с автографом. А затем гостей пригласили осмотреть церковно-археологический кабинет. Там Гагарина поразил макет храма Христа Спасителя. Петров вспоминает, как Гагарин был удивлен тем, что на месте храма – памятника героям войны 1812 года сделали открытый плавательный бассейн.

Важная деталь: вопросы, которые задавал Гагарин отцу-наместнику лавры, говорили о том, что Юрий Алексеевич немало знает о православии.

Так атеистом был Гагарин или верующим?

Гагарин вырос в крестьянской семье, в Смоленской области, недалеко от Гжатска (сейчас это город Гагарин). Его родители были очень простыми людьми, и, разумеется, они крестили Юру. Безусловно, мама научила его молитвам. Валентин Петров вспоминал, что однажды Гагарин сказал ему: «ты вдумайся, какие слова: "иже еси на небесех"». Так что, по крайней мере, одну молитву – «Отче наш» — Юрий Алексеевич знал.

В тот год, когда Юра Гагарин пошел в первый класс, началась война. Их деревня была оккупирована немцами и находилась под оккупацией полтора года. Можно не сомневаться, что в это страшное время будущий космонавт не раз и не два видел мать молящейся перед иконами. Такие вещи не забываются.

В подростковом возрасте Юрий Гагарин стал крестным отцом своей племянницы. И можно найти упоминания о том, что он вроде бы потихоньку, как было принято в те времена, крестил своих детей.

Его мать сохранила спокойную и убежденную религиозность на всю жизнь. Рассказывают такой эпизод: на прием в Кремле, посвященный первому полету в космос, по распоряжению Хрущева был приглашен и Патриарх Алексий I. Не без некоего злорадства, разумеется, в целях продемонстрировать «попу» достижения науки. Так вот, в разгар оживленной дискуссии о вере и науке, к Патриарху подошла женщина и попросила благословения. Этот поступок изумил всех, начали спрашивать, кто такая, почему здесь? Оказалось, что это – мать Гагарина, которую он взял с собой на прием.

Можно предположить, что первый космонавт в эпоху, когда по телевизору грозились показать «последнего попа», был, конечно же, образцовым советским человеком. И религиозность свою не афишировал, храня уроки, полученные в детстве от матери, глубоко в душе.

И такое соображение: Гагарин был летчиком-испытателем, совершил первый в истории полет в космос. А среди людей, чьи профессии, связаны с риском, мало найдется совершенных и убежденных безбожников. Поговорка гласит, что в окопах атеистов нет.

Гагарин и храм Христа Спасителя

Уже было сказано, как поразил первого космонавта тот факт, что на месте храма-памятника был устроен бассейн «Москва». Юрий Алексеевич не забыл этого разговора и в 1965 году на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи сказал следующее: «На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране, в честь победы над Наполеоном. Неужели, название этого памятника затмило его патриотическую сущность?».

Сказать, что президиум пленума был в шоке, это значит, ничего не сказать. Доложили наверх. Реакция Брежнева была, говорят, такой: «Что вы накинулись на Гагарина? Он русский человек, хочет восстановить памятники своего народа. Комсомолу объясните, что денег на храм у нас нет, а триумфальную арку восстановим».

Еще штришок. В Темкино, недалеко от Гжатска, жила схимонахиня Макария, впоследствии причисленная к лику святых. Гагарин, горячо почитавший свою мать, не мог отказать ей в просьбе съездить к Макарии. Так состоялась его первая встреча со святой. Однако, как можно прочесть в жизнеописании Макарии, Гагарин бывал у нее не как проситель, жаждавший молитвы или исцеления, а как помощник. Он позаботился о том, чтобы выправить Макарии нормальную пенсию, привозил к ней докторов, словом, заботился о старушке в силу своих немалых возможностей.

Можно сказать, что религиозность Гагарина, если она была у него, проявлялась именно в таких словах и поступках, продиктованных добротой и любовью к своей стране.