16/09/25

Захват Парижа в 1814 году: чем русские солдаты поразили французов 

В ночь на 31 марта 1814 года парижане пребывали в панике. Накануне весь день город сотрясали звуки пушек, раздававшихся с окраин. Французская армия, измотанная бесконечными сражениями, уже не могла противостоять натиску союзных войск. Вечером командующий обороной Парижа генерал Огюст Мармон был вынужден подписать условия капитуляции. Остатки французских войск покидали город, а на пустынные улицы Парижа начали входить части русской армии. 

Русские войска в Париже

По воспоминаниям современников, в тот момент Париж выглядел как город-призрак. Жители, напуганные слухами о жестокости русских, прятались в домах, боясь даже выглянуть на улицу. Однако солдаты, подчиняясь строгим приказам императора Александра I, вели себя дисциплинированно. На стенах домов появились прокламации, успокаивающие население.  

Постепенно страх начал отступать. На следующий день ситуация в городе изменилась. Любопытство пересилило страх, и парижане начали выходить на улицы. Многие забирались на крыши домов, чтобы увидеть, как в город въезжает русский император Александр I. Парадная процессия, состоящая из высоких, статных, подтянутых русских офицеров, привлекла внимание жителей. Особенно они впечатлили парижанок, в том числе, и своим умением практически без акцента говорить по-французски, а также изысканными манерами, которых никак не ожидали от “восточных варваров”. 

Даже казаки, выглядевшие для парижан весьма необычно, вызывали скорее интерес, чем страх. Однако без инцидентов полностью не обошлось. Впрочем, все виновные были тут же строго наказаны. Такой подход лишь укрепил доверие парижан к русским. Казаки, которые развели костры из деревьев, срубленных на бульварах, и купались в Сене вместе с лошадьми, сильно шокировали местных жителей. Но уже через несколько дней их поведение скорее воспринималось как курьез, чем угроза. 

Впрочем, отношение к русским не ограничивалось только подобной благожелательностью. По воспоминаниям офицеров, многие матери-француженки приводили к ним своих детей, чтобы показать “святых”, которые, несмотря на зверства, что творили завоеватели-неудачники в России, оставались милостивыми и благородными к побежденным.    

Возвращение во Францию

Пребывание русских войск в Париже длилось недолго. Уже в мае 1814 года, после реставрации Бурбонов и подписания мирного договора, иностранные армии покинули Францию. Но это было лишь временное затишье. В 1815 году, после попытки Наполеона восстановить власть и его “Ста дней”, союзные армии вновь вошли во Францию. На этот раз их пребывание было более длительным. 

В отличие от 1814 года, когда русские войска вели себя сдержанно и дисциплинированно, в 1815 году общее настроение союзников было куда менее доброжелательным. Французов воспринимали как клятвопреступников, нарушивших договоры и вновь поддержавших Наполеона. Впрочем, и сами парижане были настроены гораздо более враждебно, что нередко провоцировало стычки и проявление насилия.  

Особенно дурную славу оставили после себя пруссаки и англичане, чьи солдаты часто занимались мародерством и насилием. Австрийцы также не отличались примерным поведением. Русская армия, напротив, старалась сохранить свою репутацию. Хотя отдельные эксцессы все же случались, они жестко пресекались командованием. Французы, уставшие от жестокости других союзных армий, нередко просили, чтобы в их города прислали именно русских солдат. 

Русский корпус

После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году союзные войска остались во Франции еще на несколько лет. Русский корпус, насчитывавший 36 тысяч человек, возглавил граф Михаил Воронцов. Первоначально русские войска были расквартированы в восточных департаментах страны, но в ноябре 1815 года их передислоцировали на север. Особенно теплые отношения сложились у русских солдат с жителями города Нанси. Когда в 1818 году пришло время покидать Францию, местные жители плакали, провожая русских. Это было ярким свидетельством того, что русская армия оставила о себе добрую память. 

Впрочем, было и кое-что, что удивило и даже напугало французов. По воспоминаниям того же Воронцова, огромные сложности возникли с организацией гарнизонных бань. Привыкшие к строгому соблюдению гигиены русские казались французам наказанием. Особенно много вопросов вызывала привычка солдат купаться после бани голыми.