Посетители Музея Революции в Пекине среди других экспонатов могут увидеть и советский танк Т-62, который в определенном смысле считается предметом особой гордости не только сотрудников музея, работавших над экспозицией, но и всех китайцев. Ведь это – военный трофей, доставшийся жителям Поднебесной во время пограничного конфликта на острове Даманском в марте 1969 года.
Что же произошло на Даманском?
История столкновения на острове Даманском, как и многих конфликтов XX столетия, началась еще в XIX веке. По Пекинскому трактату (1860 г.), граница между Китаем и Россией пролегла по китайским берегам Амура и Уссури. Формально это создавало препятствие для рыбной ловли и другой деятельности китайцев. Однако, поскольку отношения между странами были хорошими, а население северных территорий Китая в те времена – немногочисленным, до определенной поры наше государство не мешало китайским рыбакам.
К 1960-м годам дружба между СССР и Китаем дала трещину, и наши пограничники стали строже следить за ситуацией, не позволяя китайцам хозяйничать на советских территориях пограничных рек. Остров Даманский (Пожарский район Приморского края) расположен ближе к китайскому берегу Уссури. Его размер невелик – 1800 на 700 метров; в периоды паводка он полностью затапливается водой. В остальное время на заливных лугах острова можно пасти скот, здесь неплохо ловится рыба и т.п.
Всем этим постоянно пользовались китайцы. С февраля 1969 года в данном районе стали возникать стычки между китайскими и нашими пограничниками, иногда звучали автоматные очереди. В начале марта военнослужащие НОАК (Народно-освободительная армия Китая) вторглись на остров и заняли там позицию. Началось серьезное противостояние, в результате которого погибли и были ранены десятки советских военных. К утру 15 марта сюда были стянуты значительные силы как с одной, так и с другой стороны, в том числе БТРы и танки.
О танке Т-62
Это первый высоко бронированный танк серийного производства, располагавший гладкоствольным орудием. Первый не только в СССР, но и в мире. На вооружение в Советском Союзе был взят в 1961 году. Его серийное производство началось в 1962 году.
В наши дни это, разумеется, уже сильно устаревшая боевая машина, но для того времени танк Т-62 был суперсовременной техникой. Он создавался на основе секретных разработок советских военных инженеров (например, прицел ТШ 2Б-41 и детали стабилизатора). Танк был снабжен бронебойно-подкалиберными снарядами, которые тоже имели статус секретного оружия.
На Даманском острове танк Т-62 был применен впервые.
Ошибка полковника Леонова
Герой Советского Союза (посмертно) полковник Демократ Леонов был пограничником в третьем поколении. Он руководил 57-м погранотрядом в городе Иман Приморского края. Назначение на Дальний Восток получил лишь за год до конфликта на Даманском, до этого служил в Закавказье.
15 марта 1969 года, когда на Даманском вовсю шло сражение – китайцы применили артиллерию и палили из минометов, Леонов обратился за помощью в военный округ. О том что произошло дальше, можно найти две совершенно различные версии. По одной из них, Леонов получил отказ. Армия не решилась ввязываться в пограничный конфликт. И тогда полковник, понимая, что пограничники скоро не смогут сдерживать противника, воспользовался тем, что к КП его пограничной заставы случайно вышла группа из девяти танков Т-62. Он спешно подготовил приказ о переподчинении танков КГБ и занял место в одном из них.
Те кто в подобные случайности (появление у КП группы из самых секретных и современных танков прямо в разгар сражения) не верит, придерживаются другой версии. Несмотря на то что стычка на Даманском носила характер пограничного конфликта, армия поддержала пограничников мотострелковыми силами, артиллерией и танками.
Полковник Леонов лично возглавил группу из трех танков, двинувшуюся на выручку советским военным по льду реки Уссури.
Расчет полковника, отлично знавшего местность, видимо, заключался в том, чтобы выйти в тыл к китайцам и таким образом решить исход сражения. Но он допустил серьезную ошибку, ринувшись в бой, не представляя, какими силами располагает НОАК на острове. А у нее было несколько сотен солдат и имелись противотанковые орудия. Между тем у наших танков отсутствовала даже связь с погранзаставой. Не учел Леонов и того факта, что в танках находились необстрелянные юнцы, впервые в жизни оказавшиеся в реальном бою и плохо ориентировавшиеся в тех местах.
Сложно сказать, удалось ли танкам Леонова сделать хотя бы один выстрел. Согласно одной из гипотез, полковник, исполненяя приказ «Огонь не открывать!», распорядился выгрузить боекомплект и пошел на противника, стараясь хотя бы броней защитить наших бойцов и вызвать огонь на себя. Этого пограничникам хватило, чтобы грамотно отступить и вынести раненых с поля боя. Китайцы били по танку безуспешно, броня Т-62 оправдала все ожидания. Однако точный выстрел из миномета, попавший в бак с соляркой, все-таки достиг цели и танк загорелся.
Есть также предположение, что танк не стрелял потому, что бойцы просто не успели расчехлить орудие - так быстро развивались события.
Как бы там ни было, танк подбили, а Леонов погиб, покидая горящую машину.
Спустя несколько дней наши хотели увезти танк при помощи тягачей, однако непрерывный огонь китайцев не позволил им даже приблизиться к боевой машине. Тогда решено было снарядами разбить лед, чтобы Т-62 ушел под воду.
Однако, видимо, шустрые китайцы еще до того, как танк был затоплен, побывали в нем и забрали все его новейшие (в технологическом смысле) детали: прицел, стабилизатор орудия и снаряды. Впоследствии они подняли со дна реки и сам танк, который занял почетное место в экспозиции музея в Пекине.