08/05/23

Захват траулера «Кафф»: как СССР был вынужден заплатить сомалийским пиратам выкуп

Рыболовецкий траулер «Кафф» был захвачен представителями Сомалийского национального движения (проще говоря — пиратами) 18 июля 1990 года. Это произошло в Аденском заливе Красного моря, недалеко от берегов Сомали, когда члены экипажа занимались добычей омаров и лангустов по договору советско-французской фирмы «Франсов». На борту находилось 27 советских граждан, для спасения которых властям СССР пришлось заплатить сомалийским пиратам выкуп.

Сомалийское национальное движение (СНД) можно назвать пиратской организацией лишь отчасти. Её члены пошли на захват траулера исходя из политических целей. Поэтому захватчики выдвинули к советской стороне не только финансовые требования. Дипломаты, которые отправились на траулере «Геранта» к острову Маид, где «Кафф» бросил якорь, услышали ряд абсолютно неприемлемых условий. Какие именно — не уточняется, но выполнить их в сложившейся политической обстановке СССР не мог.

К моменту приезда сотрудников внешнеполитического ведомства пираты уже высадили на остров 16 моряков, предварительно снабдив их скромным набором продуктов. Капитан и ещё десять членов экипажа продолжали оставаться в заложниках.

Сомалийские оппозиционеры согласились на ведение переговоров,  в результате которых было решено остановиться только на выполнении финансовых требований. Пираты пришли к выводу, что жизнь 11 советских граждан и сам траулер стоят 250 тысяч долларов. Примечательно, что озвученную сумму преступники не называли выкупом. По их мнению, СССР должен заплатить «штраф». Дело в том, что террористы назвали лицензию на рыболовный промысел незаконной. И это при том, что на судне всë время, что велась добыча морепродуктов, присутствовали три инспектора из самого СНД. Они следили за соблюдением иностранцами правил рыбной ловли и никаких нарушений не зафиксировали.

Несмотря на абсурдность ситуации, советской стороне всё же пришлось пойти на уступки и выплатить «штраф». Сомалийские пираты также честно выполнили условия, к которым удалось прийти в ходе переговоров. После получения денег, 2 августа 1990 года, моряки, а также судно, были освобождены.