По информации историков, занимавшихся биографией Героя Советского Союза Леонтия Кондратьева, этот сын священнослужителя во время двух главных войн России ХХ века неоднократно был на грани жизни и смерти. Хоронили его трижды, и только раз — на самом деле.
На самом деле он был Львом
Основную часть его довоенной биографии историки связывают с Ростовской областью, хотя, как сообщает сотрудница музея города Азова, Татьяна Федорова, автор материала о Леонтии Кондратьеве в одном из номеров альманаха «Очерки истории Азова», родина будущего Героя Советского Союза — украинский город Бахмут (ныне — Артемовск Донецкой области). Есть данные, что он воевал в Первую мировую и даже был награжден Георгиевским крестом.
Во всяком случае, по информации Татьяны Федоровой, к 1917 году 25-летний Леонтий Кондратьев был женат, имел сына, жил в Азове и активно занимался революционной работой среди казаков. Как утверждает Федорова, активисту-подпольщику пришлось даже сменить настоящее, данное при крещении, имя Лев на «небуржуазное», «социально близкое» Леонтий — чтобы проще было агитировать.
В 1919 году Леонтий Кондратьев был арестован войсками Деникина и помещен в ростовскую тюрьму. При наступлении Красной Армии белые взорвали тюрьму вместе с заключенными, и жене Леонтия сообщили, что тот, по всей видимости, погиб. Однако товарищи накануне взрыва помогли Кондратьеву бежать.
Боец Первой Конной, сотрудник угро, слесарь
Леонтий Кондратьев воевал в Первой Конной, был ранен. Долгие годы жена и сын считали его погибшим. Тимур Бортаковский, автор книги «Остаться в живых! Неизвестные страницы Великой Отечественной», писал, что Кондратьев после ранения 5 лет служил в ОГПУ Ростовской области. В «Википедии» есть упоминание о том, что он принял активное участие в ликвидации «азовской банды «Черная кошка». Впрочем, документальные подтверждения данного факта биографии Леонтия Кондратьева отсутствуют. Бортаковский уточняет: перед началом Великой Отечественной героя Гражданской демобилизовали из угрозыска и он работал простым слесарем (а потом мастером) на Азовском бондарном заводе.
Как он совершил подвиг
Биограф Леонтия Кондратьева, Татьяна Федорова, сообщала об эвакуации в 1942 году предприятия Кондратьева в Сочи. И Федорова, и Бортаковский подтверждают: будущего отважного старшину, повторившего подвиг Матросова, на фронт долгое время не брали, хотя тот упорно этого добивался. Причина («бронь», полученное во время боев в составе Первой Конной ранение) не уточняется. Известно только, что осенью того же года старшина Леонтий Кондратьев уже был в составе стрелковой дивизии, оборонявшей Туапсе.
По материалам Кирилла Осовика, еще одного биографа Леонтия Кондратьева, свой подвиг старшина совершил осенью 1942 года при штурме одной из высот села Фанагорийское (Краснодарский край). Атаке наших частей мешал вражеский дзот, гарнизон которого, как писал Осовик, составляли гитлеровцы-штрафники.
Во время одной из атак старшина Кондратьев увлек за собой бойцов, но огонь дзота заставил их залечь. Тогда 50-летний старшина, понимая, что без ликвидации огневой точки атака не станет успешной, решил действовать самостоятельно и пополз к дзоту. Кондратьева ранило в ногу, но он продолжал ползти. Старшине удалось бросить гранату, но гитлеровский пулемет не замолк. Тогда Кондратьев одну за другой бросил еще три гранаты. Огонь прекратился. Наши солдаты пошли в атаку.
Старшина, припадая на раненую ногу, пошел к дзоту. В этот момент вражеский пулемет вновь ожил. Тогда Кондратьев накрыл его дуло своим телом. Стрелки атакующей дивизии через считанные минуты овладели дзотом и врукопашную перебили его обслуживающий персонал.
Леонтий Кондратьев, четырежды тяжело раненый в живот и ногу, чудом выжил. Четыре месяца он провел в госпитале и возвратился в родной полк. В марте 1943 старшине присвоили звание Героя Советского Союза. Но получить награду Кондратьев не успел — по официальным данным, меньше через месяц после присвоения звания он «пропал без вести». Его сын после войны сумел отыскать могилу отца в нескольких километрах от Крымска (город в Краснодарском крае) — Леонтий Кондратьев погиб в боях за освобождение одного из здешних сел. Татьяна Федорова писала, что жена Леонтия Кондратьева, проживавшая с сыном все это время на Дальнем Востоке, узнала о том, что ее муж жив только после публикации Указа о его награждении.
В Туапсе и Азове именем Героя названы улицы (в Туапсе на одноименной улице есть его именная стела), в 1960-х Азовскому бондарному заводу также было присвоено имя Леонтия Кондратьева, на территории предприятия установили бюст героического земляка.