Замужем за «железным наркомом»: что случилось с супругой Николая Ежова

Как известно, Николай Ежов был арестован в 1939 году. Спустя несколько месяцев наркома расстреляли. Незадолго до того, как Ежова взяли под стражу, скончалась и его супруга Евгения Хаютина. Обстоятельства ее смерти не выяснены до сих пор. Неизвестно, была ли смерть Хаютиной насильственной или же она сама свела счеты с жизнью.

Любвеобильная машинистка

До того, как Евгения Хаютина (в девичестве Фейгенберг) познакомилась с Николаем Ежовым, она успела побывать замужем дважды. Хаютина находилась во втором браке, когда встретила Ежова. Первый супруг Евгении был простым слесарем, но именно его фамилию Хаютина носила до самой смерти. Тогда она работала машинисткой в редакции одного из одесских журналов. Хаютина нравилась мужчинам, поэтому неудивительно, что приглянулась она и директору московского издательства, Алексею Гладуну. Вскоре эффектная машинистка развелась со слесарем и перебралась в Москву к новому избраннику.

Через некоторое время Гладуна выдвинули на дипломатическую работу. Хаютина уехала за границу вслед за мужем, работала все той же машинисткой в полпредстве СССР в Лондоне, а после в Берлине. Как пишет Эдуард Макаревич в своей книге «Интимные тайны Советского Союза», однажды в столицу Германии приехал писатель Исаак Бабель, с которым у Хаютиной случился бурный роман. Бабеля расстреляют в 1940 году по приказу Сталина, но Евгения об этом уже не узнает.

Жена «самого» Ежова

А пока, в бархатный сезон 1929 года, Евгения Хаютина отправилась отдыхать в один из сочинских санаториев. Там же проводил свой отпуск и Николай Ежов, который уже тогда занимал довольно высокие должности. Ежов мгновенно увлекся новой знакомой. По утверждению Дональда Рейфилда, автора книги «Сталин и его подручные», Евгения считала кавалера из Сочи «восходящей звездой» с большим будущим, поэтому она без раздумий рассталась с Гладуном и вышла замуж за Ежова.

Евгения Хаютина оказалась, хоть и отчасти, но права: вскоре Николая Ежова назначили наркомом внутренних дел. Сама же Хаютина превратилась из простой машинистки в редактора журнала «СССР на стройке». Кроме работы, Евгения увлекалась литературой и устраивала своеобразные вечера, на которых бывали известные поэты и писатели, в том числе любовник Хаютиной, Исаак Бабель.

Все это ужасно не нравилось Сталину. Хотя, как предполагал Юлиан Семенов в одном из своих последних трудов под названием «Отчаяние», Сталин невзлюбил Евгению за то, что она отвергла его ухаживания. Как бы то ни было, как пишет Леонид Наумов в своей книге «Сталин и НКВД», в июне 1938 года генсек настойчиво посоветовал Ежову подумать о разводе.

Суицид или убийство

Однако Николай Ежов с разводом медлил: он вовсе не хотел расставаться с Евгенией Хаютиной. К этому моменту они успели удочерить девочку из детского дома. Тем временем маховик репрессий, под который попадали все новые и новые люди из окружения Хаютиной и Ежова раскручивался все сильней,. Оба чувствовали, к чему все идет. Павел Кузьменко в своей книге «Самые скандальные треугольники русской истории» пишет, что в конце концов у Евгении Соломоновны настолько разыгрались нервы, что она была вынуждена лечь в санаторий в Барвихе.

Там же Хаютина и скончалась в конце ноября 1938 года. Незадолго до этого были арестованы две ее близкие подруги: Зинаида Гликина и Зинаида Кориман. Их обеих расстреляют через 2 года. По одной из версий, в связи с вышеизложенными событиями Евгения решила добровольно уйти из жизни. Но есть предположение, которое приводит в своей книге «Михаил Тухачевский: жизнь и смерть “красного маршала”» историк Борис Соколов: Хаютину убрали люди Лаврентия Берии. Ведь именно он занял кресло Ежова после его ареста.