В истории криптозоологии, полной мистификаций и туманных свидетельств, история Заны из абхазского села Тхина занимает особое место. В то время как знаменитая пленка Паттерсона с «Бигфутом» была признана подделкой, эта история продолжает будоражить умы исследователей и остается, пожалуй, самым прочным аргументом в споре о существовании реликтовых гоминидов.
Зана – кавказская «снежная женщина»
Согласно местным преданиям, в 60-х годах XIX века один абхазский князь во время охоты в лесистых горах неоднократно встречал странное существо — покрытое шерстью, передвигающееся на двух ногах. Решив, что это и есть легендарный абнауаю (местный аналог «снежного человека»), князь приказал охотникам поймать его.
Хитростью (по одной из версий, используя в качестве приманки одежду с сильным человеческим запахом) существо удалось схватить. Каково же было удивление, когда выяснилось, что пленник — женщина. Ее назвали Заной и после нескольких перепродаж она оказалась в собственности помещика по имени Генаба в селении Тхина.
Зана была высокой – два метра, и очень сильной. Все ее тело покрывала густая шерсть бурого цвета. Волосы на голове были черными. На лице волосы тоже росли, но редко. Нижняя часть лица выдавалась вперед, как у обезьяны. Еще старожилы Тхины описывали огромную грудь, очень крупные зубы, длинные ноги со здоровенными ступнями. Пальцы на ногах Зана могла раздвигать очень широко. Кожа у нее была черного цвета.
«Купальники запрещены»: чем немецкие бани шокируют русских
Оказавшись в неволе, Зана поначалу вела себя очень буйно, ее пришлось посадить в специальную клетку из толстых бревен. Потом привыкла, стала брать еду и слушаться хозяина. Тогда ее перевели в жилище из плетеных прутьев. Зана выкопала себе яму в земле и там спала. Когда она окончательно обвыклась, Генаба стал отпускать ее побегать вокруг селения и искупаться горной реке, что она очень любила. Говорить Зана так и не научилась, выполняла простую работу, перенося тяжести, слушалась только хозяина, легко впадала в ярость. В селении ее боялись. Впрочем, как выяснилось очень скоро, не все. Зана, живя в Тхине, не менее пяти раз становилась матерью. Ее любовниками были разные мужчины, бытовала легенда, что Генаба и его собутыльники специально для этого опаивали беднягу.
Родив первого и второго малыша, Зана отнесла их к реке и окунула в холодную воду. Дети умерли, и впоследствии у нее стали отнимать новорожденных, которые выросли и стали совершенно нормальными людьми. Старожилы говорили о четырех детях Заны – двух дочерях и двух сыновьях. Что стало со старшими детьми Заны неизвестно, но ее младший сын по имени Хвит прожил в селении Тхина всю жизнь, и умер уже в советское время. После него остались дети, в том числе и дочь Раиса.
И Зана и Хвит были похоронены на местном кладбище.
Исследования
Эта удивительная история заинтересовала криптозоолога Бориса Поршнева, который в 60-х годах побывал в Абхазии, расспрашивал старожилов, особенно тех, кто лично знал Хвита, и даже отыскал аксакала, который в детстве видел саму Зану. После этого «снежной женщиной» из Абхазии занимался кандидат исторических наук, директор Международного центра гоминологии Игорь Бурцев.
Запретное мясо у мусульман и иудеев: что на самом деле не так со свининой
Он предпринял попытки отыскать останки Заны, проводил раскопки на кладбище Тхины, но смог найти лишь могилу младшего сына Заны. Череп Хвита был доставлен в Москву. Бурцев общался и с внучкой Заны, Раисой Хвитовной, которая работала на почте. В облике этой женщины Бурцев усмотрел негроидные черты, но в целом, ничего необычного не было.
Версии
Зана – слабоумная негритянка.
Эта версия не так уж невероятна, как может показаться. Дело в том, что в Абхазии издавна живет небольшая этническая группа абхазских негров. Одни выводят их происхождение еще со времен античности, мол, обосновались здесь когда-то выходцы из Эфиопии, другие говорят, что в XIX столетии какой-то из местных помещиков приобрел себе рабов на плантации цитрусовых. Как бы то ни было, неграми в Абхазии никого особенно не удивишь. Зана была чернокожей, и ее потомки имели негроидные черты. Что же до волосатости, то писатель Фазиль Искандер, который тоже занимался этой историей, предполагает, что старожилы приписали Зане такой облик, чтобы порадовать исследователей, которым ну очень хотелось отыскать в Абхазии «снежного человека». Бурцев в свое время передал фрагменты черепа Хвита профессору Оксфордского университета Брайану Саксу для генетического анализа. В 2015 году Сакс опубликовал результаты экспертизы. Зана, по его словам, была «стопроцентной африканкой». При этом он указывал, что матушка Хвита не имела генетического сходства ни с одной из ныне живущих африканских групп.
Зана – реликтовый гоминид, возможно, неандерталка.
Эта версия маловероятна хотя бы потому, что неандертальцы, в соответствии с современными исследованиями, были отнюдь не так примитивны, как описывают Зану. Можно предположить, что она относилась к какому-то другому виду реликтовых гоминидов, эта версия особенно любима сторонниками существования йети. Однако, сделать какие-либо выводы на основании одних только описаний совершенно невозможно. Антрополог Станислав Дробышевский говорит по этому поводу: «… ни в одно научное учреждение не поступило никаких вещественных доказательств её существования ... Есть только рассказы. Череп потомка я видел на фотографии, ничего принципиально необычного в нём нет. Череп как череп. Фотографии потомков Заны тоже не отличаются какой-то экзотичностью. Думается, гибрид с реликтовым гоминидом должен выглядеть куда как более специфически. Очень бы хотелось, чтобы Зана и впрямь оказалась снежным человеком, но пока доказательств тому нет».

