04/01/24

Запрет кефира: самый нелепый эпизод «сухого закона» Горбачёва

В рамках борьбы с чрезмерным употреблением алкоголя в СССР с полок магазинов могли исчезнуть не только напитки «с градусом», но и… кефир. Этот кисломолочный продукт, любимый миллионами советских граждан, плохо вписался в концепцию по преодолению пьянства в стране.

Алкоголизму — бой

Борьба с пьянством началась после принятия в первых числах мая 1985 года двух документов: Постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Постановления Совмина СССР № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Данные нормативно-правовые акты фактически провозгласили в стране «сухой закон». В Советском Союзе резко сократилось число магазинов, в которых можно было купить спиртное, вырубались виноградники, массово закрывались пивные и рюмочные.

Кефирная суета

Но на этом борцы за трезвость не остановились. Под «удар» попал кефир. Советские чиновники на полном серьёзе задумались над тем, а считать ли кисломолочный напиток алкогольным? «Трезвенники» обращали внимание на то, что продукт с «градусом» присутствует в меню детских садов, что, конечно же, недопустимо. По их мнению, «распитие» кефира в детстве неминуемо приводит к пьянству во взрослой жизни. Масла в огонь подлили и ленинградские учёные, предоставившие результаты исследований. Они напомнили, что в кисломолочном напитке содержатся «градусы».

Правда, далеко не все эксперты считали кефир алкоголем. Академик Николай Блохин утверждал, что этот напиток всё же не стоит относить к спиртным. Позже в научно-популярном журнале Академии наук СССР «Химия и жизнь» была опубликована статья, посвящённая исследованию влияния кефира на новорождённого ребёнка. В материале подчёркивалось, что этанол, содержащийся в кефире, не может причинить никакого вреда детскому организму, так как его концентрация слишком мала.

Особо впечатлительных граждан такое объяснение не устроило. В редакцию стали поступать «гневные» письма, в которых авторов «прокефирных» статей обвиняли в подлоге и искажении правдивой информации. По этой причине советские руководители должны были много времени и сил тратить на решение «кефирного вопроса», что у многих вызывало лишь недоумение. Возникшую ситуацию комментировали просто — «серьёзно о глупом». В итоге кефир под запрет не попал, но попытка искоренить «кисломолочное пьянство» успела войти в историю как самый нелепый эпизод горбачëвской антиалкогольной кампании.