Жизнь руководителей Советского Союза была окутана завесой тайны. Простой советский гражданин едва ли догадывался, сколько зарабатывает генеральный секретарь. Публикации доходов лидеров СССР стали доступными лишь после распада государства – соответствующие документы хранятся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), а также содержатся в сборнике постановлений «Архивы Кремля: Президиум ЦК КПСС 1954-1964 гг.». Сравнивая их, нетрудно понять, кто и вправду старался придерживаться пролетарских принципов жизни, а кто не мог устоять перед материальными благами и от души сибаритствовал.
Ленин
После победы Октябрьской революции в 1917 году Владимир Ленин установил себе зарплату в 500 рублей. Журналисты издания «Секрет фирмы» подсчитали, что эта сумма равняется примерно 160 тысячам современных рублей в месяц. Ленин запретил партийным деятелям иметь какой-либо «сторонний» доход – например, получать гонорары за статьи или книги. Неплохую зарплату «вождя мирового пролетариата» со временем съела инфляция, но его это не сильно смущало.
Супруга Ленина, Надежда Крупская, в 1924 году писала: «Нужды, когда не знаешь, на что купить хлеба, мы не знали. Разве так жили товарищи эмигранты? Бывали такие, которые по два года ни заработка не имели, ни из России денег не получали, форменно голодали. У нас этого не было. Жили просто, это правда. Но разве радость жизни в том, чтобы сытно и роскошно жить?». Кстати, если бы у Ленина и Крупской были дети, то руководителю СССР полагалось бы по 100 дополнительных рублей на каждого ребенка.
Сталин
В начале 1920-х, когда Иосиф Сталин еще был наркомом по делам национальностей, его зарплата составляла меньше половины от оклада Ленина – 225 рублей в месяц. Когда «отец народов» встал во главе государства, сумма увеличилась до 500, а затем и до 1200 рублей. За годы Великой Отечественной войны в результате инфляции доход Сталина стал почти нулевым, но тогда он резко увеличил свой оклад до 10 тысяч рублей. По нынешним меркам это около 3,2 миллионов.
Кроме того, для высших партийных деятелей ввели систему «сталинских конвертов» – дополнительных выплат, не облагаемых налогом. Разницу между доходом номенклатурщиков и остальных жителей СССР наглядно демонстрирует случай, описанный наркомом иностранных дел Вячеславом Молотовым. По его словам, однажды они со Сталиным отправились на пешую прогулку, и к ним привязался попрошайка. Сталин дал ему 10 рублей (примерно 3 тысячи современных рублей), на что нищий...обиделся! Назвав людей, которых он явно не узнал, проклятыми буржуями, попрошайка ретировался. Вслед ему Сталин заметил: «Вот и пойми наш народ! Мало дашь — плохо, много — тоже плохо!».
Хрущев
Никита Хрущев, будучи первым секретарем ЦК КПСС, получал в месяц от 800 до 1000 рублей. В пересчете на сегодняшние деньги сумма составила бы в среднем 300 тысяч. Советские граждане получали раз в девять меньше Никиты Сергеевича. Помимо денежных средств, богатство генсека составляла недвижимость и автомобили. После отставки у Хрущева осталась дача в Подмосковье (довольно скромный одноэтажный домик) и московская квартира в Староконюшенном переулке.
К машинам Никита Хрущев не питал особой любви, и даже охотно раздавал иномарки нуждающимся. Дому-интернату для престарелых коммунистов он пожертвовал лимузин Rolls-Royce Silver Cloud, а премиальный Mercedes-Benz 300 SL подарил Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры. Не обидел Никита Сергеевич и собственных детей – его сын и дочь получили в подарок автомобили марок «Рено» и «Фиат».
Брежнев
Леонид Брежнев получал удовольствие от жизни «на широкую ногу» и не стеснялся этого. Его зарплата составляла порядка полутора тысяч рублей, но играла далеко не ключевую роль в повседневной жизни советского лидера. Он отменил ленинский запрет на дополнительные доходы партийцев, получал огромные гонорары за публикацию своих книг «Возрождение», «Малая земля» и «Целина», а в 1973 году присвоил себе Ленинскую премию с приятным бонусом в виде 25000 рублей. О литературных доходах, которые наверняка превышали официальные, Брежнев часто умалчивал, когда платил партвзносы.
Сибаритство в характере генсека сочеталось с невиданной щедростью. Он не только обожал подарки, но и с радостью преподносил их родным и приближенным. Сын Брежнева получил назначение в министерство внешней торговли, часто выезжал за границу и устраивал там пышные гулянья. Не отставала и дочь генсека – Галина жила в центре Москвы и регулярно тратила баснословные суммы на ювелирные украшения.
Андропов
Преемник Брежнева Юрий Андропов первое время получал в месяц 1200 рублей, но затем изъявил желание сократить зарплату до 800 – как у Хрущева. При этом покупательная способность рубля в начале 1980-х была в два раза ниже, поэтому жил Андропов не слишком богато. В то же время от системы гонораров он не отказался, и за свои работы получал дополнительные деньги. В январе 1984 года общая сумма литературных гонораров Андропова составила восемь тысяч рублей.
Черненко
По тому же пути пошел Константин Черненко: сохранив официальную зарплату в 800 рублей, он постоянно писал идеологические тексты и за них получал многократно большие суммы. Часть этих денег он не декларировал – например, в его партбилете за 1984 год нет упоминаний о гонорарах, полученных от «Политиздата».
Горбачев
Наконец, последний генсек и единственный президент СССР Михаил Горбачев в зависимости от финансовой ситуации в стране корректировал свой оклад. Зарплата Горбачева за пять лет выросла с 800 до трех тысяч рублей. Впрочем, дополнительных вознаграждений он получал не меньше, чем его предшественники, а в 1990 году удостоился Нобелевской премии мира с денежной составляющей. По информации в журнале «Огонек», эти деньги пошли в бюджет страны и использовались для финансирования больниц России, Украины и Белоруссии.