15 мая 1942 года в США был сформирован женский военный корпус. Женщин из этого подразделения генерал Макартур называл «моими лучшими солдатами». История войн доказала: у войны бывает и женское лицо.
Война - дело мужское, но и в этом правиле есть исключения. Интересно вспомнить, какую роль играли женские военные подразделения в военной истории. И начать хотелось бы с того, с чего начинается половина сегодняшних статей, а именно, с Крыма.
Екатерина II узнала от князя Потемкина, что Крым начали заселять греки, отличившиеся особым мужеством в борьбе с Турками. Князь настаивал, что греки храбры настолько, что даже их женщины принимали участие в борьбе.
Императрица хотела сама убедиться в достоверности этих рассказов, и ее фавориту не оставалось сделать ничего другого, как отдать приказ командиру Балаклавского полка Чапони составить «амазонскую роту» из «благородных жён и дочерей балаклавских греков, в числе ста особ».
Жена старшего офицера вышеупомянутого полка, Елена Шиляндская, была избрана командиром роты, став первой в Российской империи женщиной-офицером. Ее возвели в чин капитана роты.
После нескольких месяцев обучения верховой езде и основам военного дела, в конце мая 1787 года, рота была выстроена для встречи императрицы, которую сопровождал в поездке на полуостров австрийский император Иосиф II. Он и подъехал первым к новым «амазонкам».
Вид сотни женщин в необычной военной форме, выстроенных по всем правилам военного устава настолько потряс его, что император приблизился к Елене Шиляндской и… поцеловал ее в губы! После такого в роте начались волнения, но первый офицер-женщина быстро взяла ситуацию под контроль: «Смирно! Чего испугались? Ведь вы видите, что император не отнял у меня губ и не оставил мне своих». Приехала и Екатерина II, которая подарила Елене брильянтовый перстень: «Поздравляю вас, амазонский капитан! Ваша рота исправна. Я ею очень довольна!».
Зрелище было и в правду великолепное, ведь на каждой такой «амазонке» была надета бархатная бордовая юбка с золотой бахромой, зеленая курточка, также обшитая золотом и белый тюрбан со страусовым пером. Но красота оказалось недолговечной – вскоре после встречи ее величества роту расформировали. И только первая русская женщина-офицер дожила до 95 лет в Симферополе, где и была похоронена со всеми военными почестями.
После падения монархии в феврале 1917 года развал дисциплины и порядка теперь уже в республиканской русской армии достиг своей критической отметки. Даже расстрелы дезертиров на месте не давали ощутимого эффекта. Нужно было что-то делать.
Уже известная в то время женщина-офицер Мария Бочкарева решила создать женский боевой отряд, который будет моральным примером для мужчин-воинов. Мария так и заявляла: «Я знаю, что женщина как воин ничего ценного не может дать Родине. Мы - женщины - только должны показать пример солдатам-дезертирам, как нужно спасать Россию. Пусть мы все погибнем - лишь бы они поняли свой долг перед Родиной! Вот все, что нам нужно - привлечь внимание!»
Брусилов скептически отнесся к этому новшеству, справедливо заметив, что таких частей нет ни в одной армии мира, но Керенский нуждался хоть в какой-то возможности сохранить порядок в армии, поэтому приказ о создании такого отряда был подписан 19 июня 1917 года.
Из 2000 женщин-добровольцев только 300 прошли отбор. В 70% служащих в женских батальонах имели образование не ниже среднего. Жесткая дисциплина: подъем в пять утра, занятия до десяти вечера и простая солдатская еда. Женщин стригли наголо. Черные погоны с красной полосой и эмблема в виде черепа и двух скрещенных костей символизировали «нежелание жить, если погибнет Россия».
Жесткость, с которой Мария воплощала в жизнь свою идею, была жизненно необходима: женщины шли воевать на передовую, а не просто работать медсестрами.
Лучше всего об этом сказала сама основательница батальона смертниц: «Если я берусь за формирование женского батальона, то буду нести ответственность за каждую женщину в нем. Я хоть и простая русская крестьянка, но знаю, что спасти русскую армию может только дисциплина. В предлагаемом мной батальоне я буду иметь полную единоличную власть, и добиваться послушания. В противном случае в создании батальона нет надобности».
Вскоре были созданы еще несколько батальонов, но из-за политических разногласий с Керенским, в итоге под непосредственным командованием Бочкаревой осталось примерно 300 женщин, и это подразделение получило название 1-ого Петроградского женского ударного батальона смерти.
9 июля 1917 года состоялось боевое крещение. В пехотной цепи мужчин и женщин выстроили через одного. Под артиллерийским обстрелом и пулеметным огнем погибло 30 женщин, а 70 получили ранения, но германские укрепления были захвачены и батальон проявил подлинный героизм.
Несмотря на успешный военный дебют, использование женских подразделений в бою было признано нецелесообразным. Мария Бочкарева была повышена в звании, но потом ее судьба сложилась трагически, по одной из версий она была расстреляна за сотрудничество с белогвардейцами в 1919 году, по другой – в 1920 году пропала без вести.
По официальным данным, женская мобилизация была объявлена только в 1942 году, но существовал феномен женского добровольчества задолго до этого. Многие девушки получили начальную военную подготовку накануне и в начале войны в организации «Осоавиахим» («Союз Обществ содействия обороне, авиации и химической промышленности»).
Многие женщины становились героями боевых действий, как снайпер Людмила Павличенко, уничтожившая 309 немцев, летчик-истребитель Лидия Литвяк, сбившая 6 самолетов противника, известны также целые зенитные отряды, практически полностью состоявшие из женщин – что нашло отражение в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».
Всего в Великой Отечественной войне приняло активное участие более миллиона советских женщин.
В мае 1942 года в США создан Женский вспомогательный военный корпус. 800 женщин-добровольцев составили первый набор корпуса и получили курс боевой подготовки в Форте Де-Мойн, в Айове.
Журналист LIFE: «На учениях сейчас 1500 женщин, первых женщин-солдат, присоединившихся к Армии США. Скоро их количество превысит 6000. В следующем апреле около 25 000 женщин закончат свои тренировочные курсы и отправятся служить с армией».
Женщины-военные готовились для замены мужчин в любой работе, с которой они смогли бы справиться так же хорошо. Командир корпуса, Овета Калп Хобби, встретила женщин словами: «Вы сняли шёлк и надели хаки. Вы в долгу перед демократией. Вы встречаетесь с судьбой. Вы можете быть призваны отдать свои жизни».
Как и в армии Брусилова, многие военные сначала раскритиковали идею создания этого корпуса. В те времена девушек, подражающих мужчинам, не жаловали. «Лесбиянки, проститутки!» - такими словами мужчины кидались в первых представительниц корпуса.
Но война ставила свои условия, и когда нехватка людей на фронте стала критичной, новобранцы-женщины отлично проявили себя. Генерал Дуглас МакАртур называл их «своими лучшими солдатами», и отметил, что они трудились усерднее, меньше жаловались и были дисциплинированней мужчин.
Уже в 1943 году «Женский вспомогательный военный корпус» был преобразован в «Женский Армейский Корпус» — официальное подразделение Армии США. За время войны там несли службу около 150 тысяч женщин.
Сегодня в Израиле, США, Канаде женщины могут служить практически во всех видах войск. Редкими исключениями являются отдельные виды спецназа и служба на подводных лодках.
Каждый год количество женщин военных постоянно увеличивается. Служба в армии - это не только редкий опыт, но и гарантия хорошего социального пакета. В современном мире, когда мужчины в платьях побеждают на развлекательных шоу, гендерные границы и роли все больше размываются, и женщина с автоматом уже не вызывает недоумения.
Миниатюра: AP Photo