Почему мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш? Расшифровываем русский народный язык жестов.
Чешем затылок
Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос – для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, гения рода.
Рвем на груди рубаху
Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к Православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.
Бросаем оземь шапку
Не менее экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство, интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества.
Бьем себя в грудь
Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.
Показываем «козу»
Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками "металла".
На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с ребенком – таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей.
Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы – эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.
Показываем кукиш
Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения fick-fick machen (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам.
Щелкаем по шее
Этот жест из русской питейной традиции артикулировал распространенный в XIX-начале XX века фразеологизм «заложить за галстук». Выражение это родилось в офицерской среде, и придумал его некий полковник Раевский, «краснобай и балагур». Кстати, он «изобрел» и другую «питейную» фразу - немного подшефе (chauff?). Интересно, что этот жест взяли на вооружение спекулянты горячительными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году.
не особо убедительно….жесты приматов такие же :-)
Касательно последнего жеста (указывание себе на шею) — автору статьи не плохо было бы почитать Гиляровского, если автор знает кто это такой (жест указывал на наколку, при виде которой каждый хозяин любой харчевни и кабака обязан был налить шкалик-другой обладателю этой наколки,.. ну что это за наколка автор узнает у Гиляровского)
И уж тем более никак не «заложить за галстук», а «заложить за воротник»
И кстати о полковнике Раевском, и в целом об офицерстве той эпохи — да НЕ БЫЛО тогда в мундирах офицеров НИКАКИХ галстуков, вообще не было, т.ч. приписывать подобную нелепицу («заложить за ГАЛСТУК») полковнику Раевскому — такой бред и с похмелья в голову не придёт любому здравомыслящему человеку, мало-мальски знающему историю своей страны.
Так что, автору «Незачёт» и на пересдачу ко мне, осенью.
Затылок чесать, инстинкт, для стимуляции памяти, массаж, ведь память как раз в затылке, рвать рубаху, одежды на себе, это из Н.Завета, одежда-то тогда была дорогою да и нагишом быть срамно, может оттуда и хохлушки из фемен нагишом выставляются, иудейский обычай, бросать шапку -в старину шапка была символом чести и бросить свою честь о земь, это клятва чести, сбить мужику шапку было обесчестить, за это могут и убить, даже сейчас на Кавказе это сохранилось…
Бить себя в грудь это проявления самцового лидерства, свое я показывать, это может быть и вызовом, так делают и гориллы к примеру, кукиш это библейская фига,(фаллос), коза да так играли с детьми, это энергетический фокус и нежность, безопасность, ведь мизинец сердечный палец, а указательный духовный, волевой, а в иконах ваш бред вовсе не уместен, там это мудра, это мистика…
да фига еще точнее не отказ, а говорится- сначала я тебя поимею, после получишь, это плата собою, а за воротник, так и идиоту ясно, -горло пересохло значит , демонстрировать невежество сейчас стало модным !