26/05/21
ЗИС-115: от чего мог защитить бронированный лимузин Сталина

Автомобиль лидера страны – это не просто средство передвижения, а возможность демонстрации мощи и силы державы. Неудивительно, что царствующие особы, президенты и премьер-министры всего мира, как правило, передвигаются на особых, очень статусных, автомобилях. Лидеры нашей страны не были исключением. Один из самых знаменитых правительственных автомобилей был специально создан для Сталина. Это был ЗИС-115.

История создания

Первые служебные автомобили, которыми пользовался Сталин, были иностранного производства. Сначала он ездил на английской машине «Vauxhall» с кузовом от ателье «Хупер», заказанной еще для членов царской семьи. Затем он пересел на американский «Паккард». Именно американские автомобили навсегда покорили сердце вождя. Когда было решено приступить к созданию собственного, советского легкового автомобиля, за основу была взята также американская модель – «Бьюик». Он стал прототипом первого отечественного представительского автомобиля ЗИС-101. На нем разъезжали партийные руководители среднего звена.

Разработкой ЗИСов (аббревиатура от «Завод имени Сталина») начали заниматься еще перед войной, а в 1943 году руководство завода получило заказ на создание нового автомобиля представительского класса ЗИС-110, и автомобиля лично для вождя – ЗИС-115.

Война в разгаре, подавляющее большинство мужчин воюет, рабочих рук на заводах катастрофически не хватает, все силы брошены на выполнение заказов для нужд фронта, и в такой ситуации – приказ о создании автомобиля для высшего руководства. Казалось бы, нонсенс, но ничего странного в этом нет. К тому моменту уже наметился перелом, немцы были взяты в кольцо под Сталинградом, началось наступление наших войск. А это означало, что не за горами встречи на высшем уровне с дипломатами стран-союзниц по антигитлеровской коалиции, переговоры с руководством Великобритании, США. Негоже было Сталину ездить на иностранной машине. У государства, победившего Гитлера, должны были быть собственные современные автомобили.

Технические характеристики и описание

За основу ЗИС-115 был взят «Паккард», так полюбившийся вождю. Это был шестиместный лимузин, имевший четыре двери. Передние — открывались по ходу автомобиля, задние – против хода. ЗИС-115, как и ЗИС-110 располагал восьмицилиндровым двигателем (объем – 6005 куб. см, мощность – 140 л.с.).

Создатели автомобиля позаботились о невероятном по тому времени уровне комфорта. Пассажирское сиденье было набито гагачьим пухом и обтянуто дорогим сукном. В отделке салона использовалась натуральная кожа и карельская береза. Были предусмотрены цепочки на дверцах, чтобы исключить случайное открывание на ходу. Еще одна интересная особенность: приборная панель меняла цвет в зависимости от скорости. Если скорость превышала 80 километров в час, панель начинала светиться красным.

Уровень защиты

Но самой главной особенностью ЗИС-115 был, разумеется, уровень защиты. Корпус автомобиля представлял собой настоящую бронекапсулу. Это была клепано-сварная конструкция, вокруг которой «наращивались» прочие необходимые для автомобиля детали и узлы. На заводе эту «бронекапсулу» именовали «изделие-100». Каждую часть конструкции проверяли на прочность выстрелом в упор. Все детали приваривали друг к другу лишь после того, как они благополучно пройдут эти испытания. На каждой стоял серийный номер и было указано имя мастера-изготовителя.

Особой прочностью отличались стекла. Они были многослойные, с использованием разных сортов стекла – вязкого, которое гасило бы кинетическую энергию выстрела, и специального каленого, получившего название «сталинит», призванного погасить остаточную энергию. Слои были проклеены специальным клеем, носившим название «канадский бальзам». Между слоями были оставлены воздушные прослойки. Чтобы избежать появления влаги и запотевания стекол изнутри, были встроены трубочки с порошком, вбирающем в себя сырость. Общая толщина конструкции достигала 75 миллиметров.

После того, как машина была собрана, состоялось ее испытание. По легенде проходило оно так: главного инженера завода, главного конструктора и других ответственных сотрудников посадили в салон, и открыли по автомобилю стрельбу из боевого оружия. Никто не пострадал, и даже с сиденьями тоже было все в порядке, поскольку инженеры и другие создатели авто были уверены в своем детище.

Автомобиль ЗИС-115 должен был выдержать атаку из любого стрелкового оружия, будь то винтовка, автомат или пулемет. Кроме того, днище машины осталось бы целым даже в случае подрыва под ним РГД-33 – наиболее распространенной в СССР ручной гранаты.