История мирового шпионажа — это во многом история развития шпионской техники. Блестящей страницей сотрудничества советской разведки с инженерами стала операция «Златоуст» (встречается также название «Исповедь») — многолетнее прослушивание секретных разговоров в стенах американского посольства в Москве.
Орлан с «секретом»
Подслушивающие устройства имелись в распоряжении советских спецслужб еще в 1930-х. Однако обзавестись «ушами» в «Спасо-Хаусе» — здании американского посольства — разведчикам удалось лишь незадолго до конца Второй мировой войны.
К Ялтинской конференции 1945 года русские мастера закончили изготовление «подарка с секретом». Это было резное панно в форме герба США с фигурой белоголового орлана. В качестве материала использовалась комбинация дорогих пород — дерева — сандала, секвойи, черной ольхи и других. Но главной деталью был вмонтированный в потайную полость герба «пассивный жучок» — изобретение советского радиоинженера Льва Термена, сделанное им в шарашке НКВД в 1943 году. Устройство представляло собой эндовибратор с цилиндрическим микрофоном-резонатором размером 20х17 мм. Для его работы не требовалось никаких батареек или проводов, только длинная антенна. Он принимал радиоволны высокой частоты и передавал их уже в модифицированном виде. Разница в исходном и конечном рисунке волны определялась микрофонной мембраной, вибрирующей от звуков человеческого голоса. «Подслушивающее» микроотверстие находилось в ноздрях орлана.
Чтобы не возбудить подозрений американцев, сувенир вручили послу Авереллу Гарриману пионеры из детского лагеря «Артек», которые назвали Америку «другом и союзником в борьбе с фашизмом». Гарриман настолько растрогался, что отблагодарил пионерлагерь чеком на $10 тыс. Присутствовавший на встрече переводчик Сталина, Валентин Бережков, не без злого умысла посоветовал послу повесить подарок у себя в кабинете. «Англичане сгорят от зависти!» — уверял он.
Обнаружение «Вещи»
Если английское посольство и могло бы кому позавидовать, то явно не американцам, а советской разведке. После отставки Гарримана послом США в Москве был назначен генерал Уолтер Смит, будущий глава ЦРУ. Но даже ему не удалось разгадать тайну деревянного орлана. На протяжении 7 лет в гостинице «Националь» (по другой версии, на верхнем этаже жилого дома) по соседству со «Спасо-Хаусом» сотрудники НКВД прослушивали и стенографировали секретные переговоры дипломатов. Оборудование, направлявшее радиоволны на посольство, активировалось во время совещаний или тогда, когда русские знали, что у посла назначена важная встреча.
Волей случая операцию «Златоуст» пришлось завершить в 1952 году. Еще за год до этого один из западных военных радистов, перебирая радиочастоты советских ВВС, услышал разговор, происходящий в кабинете американского посла в Москве. Новость шокировала посольство, но источник утечки информации сразу не нашли. Герб догадались разобрать на части лишь позднее, когда помещение обследовал со спецоборудованием сотрудник отдела безопасности, Джозеф Безджан.
Обнаруженный прибор американцы назвали «Thing» («Вещь») и передали его на исследование в техническую лабораторию ФБР, где принцип работы был выяснен. Госдепартамент решил приберечь находку, чтобы при случае использовать в качестве доказательства шпионской деятельности СССР против Америки. В 1960 году представитель США продемонстрировал деревянное панно на заседании Совбеза ООН.
О том, что конкретно удалось узнать НКВД в ходе операции «Златоуст», информации нет. Однако, несомненно, в конфиденциальных переговорах со своими собеседниками американские послы сообщали немало ценных данных, напрямую касавшихся политики по отношению к СССР. Несмотря на предпринятые американцами меры против жучков-резонаторов, русским удавалось прослушивать дипломатов потенциального противника на протяжении десятилетий. В 1991 году, когда Холодная война закончилась, экс-председатель КГБ Вадим Бакатин передал американцам 70 листов со схемами расположения «жучков» в посольстве.