04/11/21

«Золотая баба»: что случилось с «главным идолом Московии»

В эпоху Средневековья жители многих стран Европы почти ничего не знали о Русском государстве. А редкие сочинения путешественников и ученых изобиловали небылицами о таинственных явлениях и чудесах Московии. Особый интерес среди западных соседей вызывала Золотая баба. Европейские обыватели даже считали, что русские поклоняются именно этому загадочному идолу.

Великая Мать

Обожествление женского начала в лице Великой Матери характерно для всех языческих культов. А христианство предполагает поклонение только Богу-Отцу, Богу-Сыну и Святому Духу, оставляя представительницам прекрасного пола лишь право на почитание образа Пресвятой Девы. Именно поэтому европейские клирики видели в Золотой бабе своеобразный вызов их идеалам, именно поэтому она их так волновала. Этот идол одновременно олицетворял онтологического врага и тайные, глубоко подавляемые желания. Где же еще, как не в таинственной Московии, люди, по мнению западных соседей, должны были поклоняться Золотой бабе.

Первым автором, взбудоражившим воображение европейских обывателей, был польский ученый Матвей Меховский. В 1517 г. в Кракове увидел свет его знаменитый «Трактат о двух Сарматиях», впоследствии переизданный в других странах Европы. Автор упомянул, что Zlota baba – это статуя женщины, которая находится «за областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию». И все окрестные народы (в том числе русские) поклоняются этому идолу, оставляют ему подношения.

Матвей Меховский никогда не был в нашей стране. Откуда он узнал о Золотой бабе? Ответ на этот вопрос содержится в статье двух кандидатов филологических наук Михаила и Ирины Рябий «Версии о распространении сведений о священном артефакте обско-угорских народов в европейском мире», которая вышла в «Вестнике Югорского госуниверситета» (ноябрь, 2015 г.). Исследователи сообщили, что Матвей Меховский услышал рассказы о таинственном идоле от пленных русских воинов, томившихся в краковской тюрьме после очередной войны с западными соседями.

Заходил в эту польскую темницу и австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн. В 1517 г., накануне своего отъезда в Москву, он беседовал с воеводой Иваном Челядиным. И.Г. Рябий и М.М. Рябий считают, что посол Священной Римской империи подробно расспросил пленного русского о Золотой бабе.
Вероятно, Сигизмунд фон Герберштейн собирал сведения об идоле и в ходе двух своих дипломатических миссий в Русское государство. Он обнародовал их в книге «Записки о Московии», изданной в 1549 г. По утверждению австрийского дипломата, Золотая баба стояла на правом берегу Оби, у ее устья. Идол представлял собой статую старухи, которая «держит сына в утробе, и что там уже снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук».

Русская богиня

Не только западноевропейские авторы считали, что русские поклонялись Золотой бабе. Такой точки зрения придерживался известный историк Николай Карамзин. В IX томе «Истории государства Российского» (СПб, 1821 г.), рассказывая о завоевании Сибири Ермаком, ученый написал, что языческий идол хранился на берегу Иртыша, в крепости князя остяков и вогулов Демьяна.

«Летописец рассказывает, что в сем городке был золотой кумир, будто бы вывезенный из древней России, во время ее крещения; что Остяки держали его в чаше, пили из нее воду и тем укреплялись в мужестве…», – написал Н. М. Карамзин.
То есть, когда-то статуе Золотой бабы поклонялись русские, но после повсеместного распространения христианства, сопровождавшегося уничтожением идолов, волхвы передали свою святыню языческим шаманам других народов «на ответственное хранение».

Примечательно, что британский дипломат Джайлс Флетчер, который в 1591 г. издал свою работу «О государстве Русском», тоже считал, что древний идол имеет славянское, а не финно-угорское происхождение. Англичанин провел прямую параллель между Золотой бабой и сказочной Бабой Ягой.

Кстати, многие отечественные фольклористы тоже отмечают, что всем известная Костяная нога – это своеобразное отражение могущественного женского божества, охраняющего границы мира мертвых, согласно восточнославянским верованиям.
А вот шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда, трижды посещавший Русское государство, подчеркивал интернациональный характер культа Золотой бабы. В своей работе «История о великом княжестве Московском», которая была написана в 1615 г., путешественник обратил внимание, что подношения языческому идолу делают не только местные жители, но и все проезжающие иноземцы. Они жертвуют богине золото, серебро и драгоценные камни, ведь иначе людей ждет неудача в пути: заблудятся или погибнут во время бури.

Жертвы культа

Существует версия, что жертвами последователей культа Золотой бабы стали участники британской морской экспедиции под руководством сэра Хью Уиллоуби. Такое предположение сделала историк и писатель Людмила Таймасова в книге «Зелье для государя. Английский шпионаж в России XVI столетия» (М., 2010 г.).
По мнению исследовательницы, иностранные мореходы поплатились за разграбление языческого капища и попытку вывезти древнего идола в свою страну. Хотя официально два британских судна Bona Esparanza и Bona Confidentia отправились в мае 1553 г. к берегам Русского Севера с торговой и исследовательской миссией, фактически они могли ставить перед собой иные задачи. Известно, что примерно через год после начала экспедиции трупы 63 ее участников были обнаружены на кораблях.

Л. Ю. Таймасова считает, что англичане высадились в районе Обской губы. То есть, в месте впадения реки в Карское море. Иностранные мореходы познакомились с местными жителями и стали свидетелями языческого праздника. Далее англичане поступили, как обычные грабители, ведь «изваяние, отливавшее золотым блеском, вероятно, напомнило сэру Хью пюпитр из аббатства Холируд. Вряд ли он долго колебался, прежде чем отдать приказ убить шамана, предать капище огню, а сокровища доставить на корабль».
За это, как полагает Л. Ю. Таймасова, местные ненцы и расправились с чужаками. Если англичане и охотились за Золотой бабой, то увезти ее точно не смогли.

Кто она такая

Ученые выдвинули сотни гипотез о происхождении идола. В статуе видели и русскую прародительницу Мать-Сыру-Землю, и мансийскую богиню Сорни-Най, и обско-угорскую Калтащ, и алтайскую Алтын-Арыг, и даже египетскую Изиду.
В странствиях Золотой бабы угадывались миграционные процессы, ведь за прошедшие столетия люди могли преодолеть огромные расстояния, перенося с собой своего идола. Поэтому одни ученые считают, что на территорию Русского государства древняя богиня попала из Юго-Восточной Азии или даже из Индии. Тюменский историк-краевед Аркадий Захаров в книге «Вслед за Великой Богиней» (М, 2007 г.) предположил, что воинственные гунны могли принести с собой статую буддийской бодхисатвы, а жители Урала приняли ее за свою богиню-прародительницу.

Согласно другой версии, в 410 г. после разгрома Римской империи королем готов Аларихом, некоторые угры, участвовавшие захватническом походе, вернулись на северную родину. Вместе с собой они забрали статую богини, «позаимствованную» в языческом храме. А затем стали поклоняться ей уже под другим именем.

Куда она пропала

Большинство специалистов полагают, что древняя богиня последовательно кочевала на восток. Шаманы уносили ее подальше от ревнителей православной веры, не видевших ничего хорошего в поклонении языческим кумирам.
Достоверные сведения о культе Золотой бабы можно найти в жизнеописании святителя Стефана Пермского, который занимался христианизацией народа коми в конце XIV в. Разумеется, религиозный деятель всеми силами боролся с идолопоклонством, в том числе и с традицией делать подношения языческому кумиру. Поэтому шаманы увезли свою реликвию, предположительно передав ее остякам и вогулам.

Искали легендарную статую казаки под предводительством атамана Ермака. Осенью 1582 г. на берегу Иртыша во время штурма Демьянова городка они услышали от перебежчика, что древний золотой идол находится в осажденной крепости. Однако после захвата городка богиня так и не попала в руки к казакам. Безрезультатными остались и попытки разыскать скрывавших реликвию шаманов на берегах Оби.

До сих пор в прессе появляются разрозненные сведения о Золотой бабе, ее след то и дело мелькает в разных уголках Сибири.