20/11/24

«Золотая баба» и другие главные боги на Урале

Урал стал настоящим плавильным котлом для народов и их верований. Первый человек появился здесь около ста тысяч лет тому назад. Когда-то здесь жил странный народ – «чудь белоглазая», а позже – манси и ханты, коми и марийцы, башкиры и даже татары. И если сейчас на Урале две основные религии: православие и ислам, то в старые времена верования были причудливы и разнообразны.

Золотая баба

Финно-угорские народы верили, что мир разделен на три части: небеса, земля и подземелье. Небесами заправлял Торум, в подземельем главным был злой Хуль-отыр, а в обычном мире владычествовала Ма-анква – она отвечала за плодородие и давала людям здоровье и силу. Скорее всего, именно она стала источником веры людей в Золотую бабу, которой поклонялись и приносили богатые жертвы.

Русские летописцы писали об тяжелом золотом идоле в виде женщины, которому приносили обильные жертвы. Ученые все еще спорят, откуда могла взяться эта баба. Одни считают, что она попала на Урал из Древнего Рима в далеком 410 году, другие указывают на китайский след и думают, что это статуя будды. А третьи доказывают, что это могла быть статуя мадонны с младенцем.

Желающих найти Золотую бабу и получить свою долю славы и богатства было много, но она не найдена до сих пор.

Хозяйка Медной горы

Другие научные работники полагают, что золотой идол не был золотым. Он был медным. Начищенная медь сверкала на солнце, а потом «гасла» — покрывалась окислами. Отсюда и пошла вера в Хозяйку медной горы, которая надевала зеленое платье с позолотой и владела зелеными минералами. Возможно, в Хозяйку под влиянием славянских легенд обратилась верховная богиня угров Сорни-Эква. Она считалась прародительницей народов, и по поверьям, давала новорожденным душу. На нее указывает и мифология угров, по которой душа человеческая может обратиться ящерицей, да и сама богиня могла в нее превращаться. Образ уральской Хозяйки в нашем представлении неразрывно связан с ящерицами, которых умельцы изображали в виде украшений.

Великий полоз

Великий полоз стал самым невероятным и мистическим существом, в которое верят на Урале. Вера эта пошла от марийцев, у которых был великий черный змей «шем кишке». Марийцы считали, что змей является владельцем здешних мест и существует на самом деле. Размеры его достигают размеров большого дерева. Тело как бревно, а длина не менее 15—16 метров. Манси называли змея «ялпин уй» – «священный зверь»и верили, что он бессмертен и превращается в аммонит.

Свидетели видели полоза неоднократно. Например, в 1924 году рабочие, тушившие пожар возле озера Сунгуль, решили искупаться и заметили в воде огромного змея, от тела которого разбегались волны. Увидев такое, рабочие ретировались на берег.

Зверь-мамонт

Это чудище пришло из той далекой поры, когда уральские охотники добывали мамонта. Угры называли его Виткась – водяное чудище. Это был сверхъестественный водяной дух.
Бивни и останки этих животных чаще всего находили по берегам рек, и животное в сознании людей, его не знавших, стало связано с водной стихией и с подземными миром, ведь бивни часто торчали из земли. Иногда верили, что Виткась обычный, пусть и таинственный зверь и живет по звериным законам. Но чаще мамонт наделялся мифическими силами разрушения и созидания. Он изменял горя и русла рек, повелевал подземными водами, владел колодцами и ключами и даже кладами. Бочаги и котловины, озера и провалы, - все это было его следами. Позже стали говорить, что Зверь-мамонт «Под землей ходит, словно рыба в воде, а если выберется в овраг, там и погибнет». И даже указывали пещеры, где мамонт обитал, например, Кунгурскую. Некоторые лингвисты связывают Зверя-мамонта с демоном Мамоной, который в сознании древних мог слиться со зверем.
Считают, что от мамонта пошла сказочная Земляная кошка, которая указывала старателям золотые жилы.

Великий Лось

Все мы помним про сказочного Оленя Серебряное Копытце, выбивающего копытами драгоценные камни. Его прообразам стал Великий Лось, который в легендах угров носил на своих огромных, замшелых рогах само солнце. Только поистине могучий шаман мог вызвать Лося на землю. А чтобы тот смог встать на нее, под копыта Лосю подставляли огромные серебряные блюда, на которые насыпали дары уральские полудрагоценные камни. Обычай такой и в самом деле существовал. Эти блюда выставлены в городе Чардынь, в музее, а появились они на Урале после воцарения ислама на Ближнем Востоке. Тогда блюда с животными орнаментами были обменены на пушнину. Шаманы использовали заморские предметы утвари для своих ритуалов, нанеся поверх восточной гравировки собственные рисунки.
Русские по-своему переиначили миф, и легендарный Лось превратился в Оленя Серебряное Копытце, который выщелкивал из уральских камней самоцветы.