К моменту Октябрьской революции 1917 года Россия обладала одним из крупнейших в мире золотых запасов — около 1100 тонн драгоценного металла. Однако к началу 1930-х страна стояла на пороге финансового краха. Куда же исчезло имперское золото и какой ценой его удалось вернуть?
Исчезающий запас
В годы Гражданской войны большевики тратили золото с невероятной скоростью. Гигантские суммы уходили на контрибуцию Германии, поддержку новых прибалтийских государств, финансирование Коминтерна и зарубежных агентов.
Будущий нарком иностранных дел Максим Литвинов на заседании ЦИК СССР в 1925 году признавал, что лично передал в Эстонии в 1921 году несколько сотен миллионов золотых рублей французским коммерсантам. По данным историка Александра Мосякина, это золото, переплавленное в Швейцарии, в итоге осело в хранилищах Американского резервного банка. Исследователь предполагает, что это мог быть либо стратегический «запас на черный день» на случай падения режима, либо — что вероятнее — расплата за финансовую поддержку, оказанную американскими бизнесменами большевикам в годы революции и Гражданской войны.
Страна на грани банкротства
К 1930 году золотой запас СССР сократился до катастрофических 150 тонн. План Сталина пополнить казну за счет экспорта зерна провалился — мировой экономический кризис обрушил цены на хлеб. Деньги на индустриализацию взять было неоткуда. И тогда государство обратило свой взор на собственный народ.
Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало
Как пишет историк Елена Осокина, власть запустила два беспрецедентных механизма изъятия ценностей. Один предусматривал выемку золота и драгоценностей у «контрреволюционных элементов» вроде бывших дворян, кулаков и валютных спекулянтов, а другой предусматривал изъятие последних золотых изделий у народа, у которого еще оставались обручальные кольца, недорогие сережки, нательные крестики.
Первой программой стал активно заниматься специальный экономический отдел ОГПУ, сотрудники которого вытрясали валюту из тайников спекулянтов и брали в заложники «бывших» дворян, заставляя их семьи в СССР или родственников, эмигрировавших за границу, отдавать последние сбережения или присылать так называемые «деньги спасения» – выкуп золотом и драгоценностями. Тех, кто отказывался сотрудничать, ждал расстрел.
В 1930 году экономический отдел ОГПУ внес в казну СССР 10 млн золотых рублей, что было эквивалентно восьми тонам золота. Но это было только начало – к 1934 году годовая сумма золотого «вклада» работников ОГПУ в казну государства выросла до 15 млн рублей или 12 тонн золота.
В 1930 году для советских граждан распахнулись двери Торгсина – системы валютных магазинов, которая до этого времени была доступна только для иностранцев – при огромном дефиците продуктов здесь за валюту можно было купить любые деликатесы и товары.
Теперь продажа была разрешена и обычным советским гражданам – но за золото. Тоненький ручеек из золотых и серебряных ложек, подаренных младенцам на именины, нательных крестиков и образков, колечек и цепочек превратился во внушительный поток золота, который потек в казну государства. За шесть лет Торгсин принес Сталину 222 тонны чистого золота или 287 млн рублей. Население стремительно нищало, отдавая последние крохи за продукты, а большевики покупали на эти средства промышленное оборудование для «Магнитки», ДнепроГЭСа и сталинских заводов-гигантов.
Дешевое золото «Дальстроя»
Но разумеется, этого было мало. Одновременно с действиями работников ОГПУ и деятельностью Торгсина в СССР стали налаживать практически загибавшуюся золотодобычу – в 1927 году она приносила государству всего 20 тонн золота в год.
Для возрождения отрасли в СССР создали АО «Союззолото», во главе которого поставили старого революционера, инженера Александра Павловича Серебровского, который сразу же выехал в США – перенимать опыт, закупать оборудование и нанимать специалистов. Тем временем во все уголки СССР были разосланы геологические партии для поиска новых месторождений. Начиная с 1930 года большевики наладили выпуск оборудования для золотодобывающей промышленности на Иркутском заводе тяжелого машиностроения.
Что стало с женой и детьми Василия Сталина
Частную золотодобычу полностью ликвидировали, а для удешевления добычи драгметалла осенью 1931 году организовали печально знаменитый трест «Дальстрой», который занимался добычей золота на Колыме и Индигирке. Уже в этом же, 1931 году, «Дальстрой» был обязан добыть для государства две тонны золота. В следующем году добычу следовало увеличить до 25 тонн.
В феврале 1932 году в бухту Нагаева пришел первый пароход с заключенными – так появилась самая жестокая система лагерей, которая производила самое дешевое золото в мире – жизнь человека в СССР стоила сущие копейки.
За девять довоенных лет «Дальстрой» добыл для казны 400 тонн золота. Трест «Цветметзолото» добыл еще 800 тонн.
В результате этих совершенно драконовских мер СССР вырвался в лидеры по добыче металла. Его опережала только ЮАР. Добыча не прекращалась ни на день и во время войны. Золото, которое добывали в нечеловеческих условиях заключенные, тут же уходило на оплату товаров получаемых по ленд-лизу.
После войны СССР стал копить резервы, складывая в закрома не только добытое золото, но и уплаченную контрибуцию. Ко времени смерти «вождя народов» в 1953 году золотой запас страны СССР увеличился до 2804 тонн золота.
Однако пользы СССР это золото не принесло – после смерти Сталина его просто «проели», закупая за рубежом продовольствие и растрачивая на поддержку «развивающихся стран». К моменту развала Советского Союза золотой запас страны составлял всего 240 тонн. Для сравнения – США в это время имели 8 000 тонн драгметалла.
Расти золотой запас России начал только после ухода с поста первого президента РФ Бориса Николаевича Ельцина. Сейчас золотой запас России оставляет примерно 2 271 тонну золота. Но как и раньше, «охотников» до него в мире много.

