С глубокой древности в самых разных цивилизациях практиковалось снятие посмертной маски с лица усопшего, которая как считалось, навсегда фиксировала тайну ухода в иной мир того, кому она принадлежала.
Накладное лицо
По мнению искусствоведов, изначально формой для ваяния погребальной маски служил снятый с лица умершего слепок из гипса или иного пластичного материала.
Делали маску для того, чтобы накладывать на похоронах на лицо покойника, поскольку существовавшая тысячелетия назад техника бальзамирования не позволяла сохранить облик умершего в первозданном виде.
И хотя получавшаяся в результате бронзовая или золотая маска имела весьма отдалённое сходство с лицом усопшего, во-первых, она всё равно выглядела лучше, чем разлагающаяся плоть, а во-вторых, играла исключительно символическую роль, не требовавшую портретной идентичности.
Символ уважения
С течением времени, когда получила новый импульс развития такая форма искусства как скульптура, посмертная маска стала сниматься для того, чтобы впоследствии перенести черты покойника на его статую или бюст, устанавливаемые родными в качестве надгробия.
В этот период мастера профессионально подходили к своему делу и некоторые образцы посмертных масок были столь изящны и точны, что превратились в предмет искусства.
Начиная с XVII века до нашей эры, посмертная маска стала символом глубочайшего почтения и уважения к умершему человеку.
В Древнем Египте было принято отливать посмертную маску фараонов в золоте, которому на смену затем пришёл воск. Значительно позже в арсенале скульпторов появился податливый и дешёвый гипс, который к тому же отличался надёжностью.
Весьма высоким спросом посмертные маски пользовались до и после Великой французской революции 1789 г. Именно в этот период творил мастер восковых фигур Филип Кёртис, которому ассистировала Анна Мария Тюссо, впоследствии ставшая основательницей знаменитого лондонского музей восковых фигур.
Примечательно, что до политического переворота мадам Тюссо, тесно дружившая с членами королевской семьи, занималась изготовлением посмертных масок аристократов, а после революции она быстро переориентировалась и успела сохранить для истории лица Марата и Робеспьера.
В эпоху Возрождения, превратившаяся из ритуального атрибута в модное изделие, посмертная маска заказывалась представителями аристократического сословия в качестве семейной реликвии, передаваемой из поколения в поколение.
Обычно уникальный слепок, на котором были запечатлены последние чувства умершего человека, то настроение, с каким он прощался с земной жизнью, в дни поминовения покойного, выставляли на всеобщее обозрение.
Техника изготовления
В наши дни посмертную маску зачастую изготавливают для помещения вместе с урной в ячейку колумбария.
Согласно технологии, специалист по снятию слепков приступает к работе сразу после завершения процедуры бальзамирования тела, предотвращающей аутолиз — иными словами, саморазрушение тканей организма, разложение.
Сначала лицо покойника обмазывается вазелином, поверх которого тонким слоем в 1,5-2 см наносится разведённый с водой альгинат — жидкая резина. Если у усопшего есть усы и борода, то их, прежде чем покрыть вазелином, нужно обработать лаком. Далее накладывают гипсовые бинты, необходимые для извлечения негатива.
На следующем этапе полученная форма заполняется акриловой смолой, смешанной с мраморным порошком. Через шесть часов застывшую посмертную маску можно вынимать из формы и приступать к её художественной обработке.
Российские маски
Первым россиянином, у кого появилась посмертная маска, был Пётр I.
К слову, императору дважды накладывали на лицо гипс для получения слепка. В первый раз ещё при жизни, когда скульптор и архитектор Франческо Бартоломео Растрелли ваял статую правителя и желал добиться максимальной схожести с прототипом.
Второй раз процедуру проводил он же в 1725-м году, когда, собственно, и скончался создатель Российской империи. Посмертная маска Петра I было отлита в бронзе и немного отредактирована Растрелли, который слегка смягчил грозные черты покойного реформатора, придав его облику умиротворённость и покой.
Под наблюдением скульптора Самуила Гальберга формовщик-литейщик Балин 29 января 1837 года снял гипсовый слепок с лица умершего поэта Александра Пушкина.
Отчётливо выступавшие черты лица придавали этой маске некую торжественность. Искусствоведы отмечали, что мастерам удалось удивительным образом запечатлеть портрет, на который смерть и болезнь ещё не наложили своего удручающего отпечатка.
Другим литератором, имевшим посмертную маску, был Николай Гоголь, о чьей гибели сложено немало легенд. Между тем, скульптор Николай Рамазанов, работавший над созданием слепка, однозначно заявлял, что все спекуляции вокруг летаргического сна писателя не имеют под собой никакого основания, поскольку в момент снятия негатива тело Николая Васильевича уже начало разлагаться. Ещё одной известной личностью, посмертная маска которого пролила свет на загадку его смерти, был Сергей Есенин. Хорошо отретушированные фотографии с места гибели поэта скрыли тот факт, что на лбу «московского озорного гуляки» зияла рана от удара, нанесённого тяжелым предметом. На посмертной маске травма отчётливо видна и служит доказательством того, что поэт был сначала убит, а затем мёртвым помещён кем-то в петлю.
5 или 6 копий было сделано с посмертной маски прославленного советского актёра, автора-исполнителя песен Владимира Высоцкого, которую скульптор Юрий Васильев редактировал аж четыре раза, в результате стерев с неё характерные мимические черты барда.
Одна из масок, отлитая из сплава бронзы и серебра, была передана его гражданской супруге Марине Влади, которая спустя годы решила выставить на аукцион эту семейную реликвию, и выручила за неё 55 тысяч евро.
Слепок рук
В наши дни большим спросом пользуется ритуальный сервис по снятию слепка рук покойного. Подобная услуга весьма популярна среди мусульман, которым из-за религиозных соображений нельзя иметь посмертную маску.
Процедура его получения схожа с этапами создания посмертной маски. После бальзамирования тела конечности опускаются в ёмкость с разведённым альгинатом. Получив форму, её заливают пластикритом, латунью, золотом или иным материалом — по желанию заказчика.
В конечном итоге получается дорогая памятная вещь. Зачастую родители умерших детей заказывают слепок рук, который хранят дома как память о своих малышах.