Существует стереотип, что главные зверства в период Великой Отечественной войны чинили немцы. С этим никто не спорит, но наравне с германцами «отличились» ещё и финны.
Вместе с фашистами
Во время Второй мировой войны финские власти проявили чудеса проницательности – в нужный момент они открестились от союза с нацисткой Германией и примкнули к странам антигитлеровской коалиции. Сработала и пропагандистская машина – жители Финляндии искренне оправдывали действия солдат стремлением вернуть ранее утраченные земли. Но историки и историографы что с финской стороны, что с советской знают настоящую, неприглядную, правду.
Архивные документы свидетельствуют – националистически настроенные финские политики ещё до начала войны вынашивали планы о «Великофинляндии» от Карелии до Урала. Стоит отметить – абсолютная часть этой территории никогда и не была «исконно финской». Финны оккупировали Петрозаводск и участвовали в бомбёжках блокадного Ленинграда, при этом город на Неве также никогда не являлся вотчиной Великого Княжества Финляндского.
Звери среди людей
Новую информацию о действиях финнов на оккупированных советских территориях активно собирают сотрудники правозащитного Центра Симона Визенталя. Директор организации Эфраим Зурофф несколько лет назад обратился с просьбой тщательно изучить роль финнов-эсэсовцев в Холокосте к бывшему президенту Финляндии Саули Ниинистё. В ответ финский политик разрешил исследователям открыть доступ к архивам, где находились неопубликованные ранее документы о периоде Второй мировой войны.
Выяснилось, что финны охотно воевали в германских формированиях. Они прошли почти по всей территории Украины, Ростовской области, Краснодарскому краю и даже добрались до предгорий Кавказа. Всё это подтверждается записями в дневниках финских солдат, которые также содержат отчёты о расстрелах как красноармейцев, так и мирных жителей. При этом можно смело полагать, что многие зверства финнов оказались «записаны» на немцев, так как свидетели порой не могли различать кто являлся палачом – выходец из Германии или Финляндии.
А в пункте №4 указа Маннергейма под номером 132 от 8 июля 1941 года, который хранится в Военном архиве Финляндии, отмечается: «К восточным карелам надо относиться дружественно, но осторожно. Русское население брать в плен и направлять в концентрационные лагеря. К русским не следует относить русскоязычных людей, которые имеют финские и карельские корни и которые хотят присоединиться к карелам».
Причастные к тысячам смертей
Уже в октябре в Петрозаводске появился первый концлагерь, созданный финским оккупационным режимом. Всего же таких учреждений функционировало в Карелии 14. Через них прошло не менее 30 тысяч человек.
Финны заключённых концлагерей избивали до потери сознания, использовали в качестве мишеней для стрельбы, голыми выкидывали на мороз.
Мировая общественность об этом узнала в середине 1943 года. Но финны вовремя спохватились – они переименовали свои фильтрационные пункты в «трудовые лагеря», оставив условия содержания в них прежними.
Поведение наших северных соседей смело можно приравнять к геноциду советских военных. Они уничтожали полевые лагеря, жгли раскалённым железом мирных жителей (в том числе детей), насиловали женщин, морили голодом.
Но главная несправедливость заключается в том, что уже после перехода на сторону союзников в 1944 году многие финские преступники так и не понесли наказание. Например, главный фигурант дела, бывший президент Финляндии Ристо Рюти, обвинявшийся в подготовке уничтожения Ленинграда и истребления его населения, должен был провести в заключении 10 лет, но уже через два года оказался на свободе.