В московском метро есть специализированные двери — гермозатворы — которые, как ясно из названия, при необходимости способны герметично «запечатать» метрополитен. Происходит это автоматически по тревожному сигналу «Атом», возвещающему о начале ядерной войны.
Последнее убежище
Именно метрополитен должен стать последним убежищем гражданского населения в случае ядерной атаки. На то, чтобы отдать сигнал и загерметизировать метро уходит 10-15 минут. Воспрепятствовать или остановить движение гермозатворов после сигнала уже невозможно. Если люди попытаются помешать закрытию дверей, правоохранители имеют право открывать огонь на поражение.
Сигнал «Атом»
По инструкции сигнал «Атомная тревога!» подается голосом на всех каналах связи: по ТВ и радио. Кроме того, он должен дублироваться гудками железнодорожного и судоходного транспорта. Если вы услышите один длинный и два коротких гудка, повторяющихся несколько раз, сомнений быть не может — это оно! Сразу же после этого все спасательные и силовые службы должны начать действовать согласно имеющимся планам эвакуации — организованно, без паники, но и без малейшего промедления.
Час ИКС
Подробные планы действия в случае ядерной атаки были разработаны в СССР еще в 1960-х. Даже есть предположения, когда эта атака может произойти — в 18:00, после окончания рабочего дня. В это время большинство горожан находится на улице, возвращаясь с работы, а транспортные магистрали и системы городской связи испытывают максимальные нагрузки. Поэтому из-за огромного людского потока аварийным службам будет трудно реагировать на происходящее.
Постапокалипсис
После сигнала «Атом» все поезда в метро останавливаются, а эскалаторы начинают движение вниз, блокируются переходы между станциями, включаются автономные генераторы. С этого момента метро начинает работать как автономное убежище, а все сотрудники метрополитена считаются военными — на этот случай у каждого есть звание, должность и сфера обязанностей. Так, например, женщины-кассиры должны выполнять функции медсестер — они, кстати, регулярно проходят курсы оказания первой помощи. А эскалаторщики становятся дозиметристами, задача которых — разведывать обстановку снаружи.
Только в том случае, если радиационный фон будет признан неопасным для жизни и здоровья, начнется эвакуация людей наружу.